«Культура как целостный организм»
Во Львове впервые представили выставку с посвящением Людкевичу и Франко![](/sites/default/files/main/articles/23092019/12franko2.jpg)
Экспозиция развернута в Доме Франко, и это общий показ из собраний мемориальных музеев Станислава Людкевича и Ивана Франко. Об этом «Дню» рассказала куратор выставки — руководитель Музея Людкевича Марьяна ЗУБЕЛЯК. И прибавила, что из архива Станислава Людкевича демонстрируются, в частности, документы, фотографии, рукописи, печатные нотные и книжные издания, большинство из которых показывают публике впервые.
Композитор, музыковед, фольклорист, педагог и дирижер Станислав Людкевич, 140-летие со дня рождения какого в 2019-ом празднует музыкальная общественность Украины, постоянно находился в фокусе культурно-художественной жизни Галичины. В кругу его личных и профессиональных контактов всегда были известные музыканты, художники, писатели, общественные деятели. Организаторы выставки в Доме Франко ставили себе цель — рассказать и об этих взаимоотношениях, и об отдельных этапах жизненной и творческой биографии композитора.
«Личные и творческие взаимоотношения Людкевича и Франко чрезвычайно интересны, — говорит Марьяна Зубеляк. — Начались они во время учебы Людкевича во Львовском университете, а он был активным участником «Академического общества», которое объединяло студентов разных факультетов. В 1898 году общество праздновало 25-летие литературной деятельности Франко. Организацию музыкальной части поручили 19-летнему Людкевичу. Концерт начался хором «Вечный революционер» Людкевича, и это была первая попытка музыкальной интерпретации «Гимну» И. Франко. Потом ее дополнили разножанровые произведения — соло «Ой ти, дівчино, з горіха зерня», «Коваль», «Монолог Мойсея», хоры «Восени» и «Конкістадори», кантата «Наймит», симфонические поэмы «Каменярі», «Не забудь юних днів», «Мойсей».
«Близкие творческие взаимоотношения сложились между Франко и Людкевичем и в научно-публицистической сфере, — продолжает рассказ научный работник. — В частности, в январе 1905 года силами Владимира Садовского, Александра Бережницкого, Ивана Труша и Станислава Людкевича во Львове был создан журнал «Артистичний вісник», выход первого номера которого приветствовал Иван Франко, а потом послал в журнал статьи «Думки профана на музикальні теми» и «Наша театральна мізерія». В 1901 — 1903 годах Станислав Людкевич по поручению Этнографической комиссии Научного общества имени Шевченко работал над нотной расшифровкой и редактированием свыше двух тысяч народных песен, которые записал на фонограф Осип Роздольский. Через несколько лет они были опубликованы в двух томах «Галицько-руських народних мелодій». Помогал Людкевичу в этой очень кропотливой и очень ответственной работе Иван Франко. А личные впечатления от общения с Франко композитор изложил в двух статьях — «Иван Франко как знаток украинского мелодичного фольклора», «Иван Франко и музыка» и воспоминаниях «Первый Франковский концерт».
«Эти две знаковых фигуры в истории украинской культуры впервые объединены в одном показе, — отметил директор Дома Франко Богдан ТИХОЛОЗ. — Они в действительности между собой были в дружеских отношениях, хотя принадлежат к разным генерациям, поскольку Людкевич младше Франко на 23 года, в то же время он из той генерации, которая росла под значительным влиянием Ивана Франко. И для него Франко был знаковой фигурой — как для читателя, как для студента и как для композитора. То есть мы можем говорить об их контактах и на уровне жизненном, и на уровне биографическом (человеческом), и на уровне творческом. Когда мы вспоминаем о Людкевиче-композиторе, то место музыкальной франкианы в его творческом наследии чрезвычайно важно, и в то же время, когда мы вспоминаем о музыкальной франкиане в целом, то, опять же, имя Станислава Людкевича — в первом ряду тех композиторов, которые больше всего обращались к творческому наследию Франко. Нам важно этой выставкой напомнить об этом творческом диалоге и, в определенном смысле, этой преемственности. Хотя они работали в разных отраслях. Франко не был музыкантом, считал себя профаном в этой сфере. Но, с другой стороны, когда мы посмотрим на творчество или Мыколы Лысенко, или других композиторов, больше галицких, которые вдохновлялись в первую очередь поэзией Франко, то увидим, что и в музыкальной культуре он оставил большой след».
Также Богдан Тихолоз говорит, что факт творческого общения Людкевича и Франко никогда не замалчивался, но эта взаимная страница в действительности является малоизвестной. «Мы привыкли распихивать наших великих по ящичкам. Кто такой Франко? Писатель. Кто такой Людкевич? Композитор. А о том, в какой степени они принадлежали к одной, целостной творческой, художественной среде Львова, где все друг друга знали, вместе пили кофе, вместе вдохновлялись, вместе спорили, не во всем соглашались, но в чем-то основополагающем были причастны к одному сообществу, забываем. Мне кажется, что очень важно осмыслить нашу культуру как целостный организм, а не как каталог, где в каждом ящичке на отдельную букву есть перечень персоналий. И когда ты видишь, как между собой пересекаются их тропинки-дорожки, возникает желание ближе их познать — как живых людей, как живых творцов, а не только как портреты со стены».
Относительно целевой аудитории юбилейных сильветок (силуэтов. — Т.К.) Людкевича и Франко, то, по словам Богдана Тихолоза — это, в первую очередь, студенты музыкальных и литературных профилей. «Я думаю, что, ввиду того, что в последнее время в музыкальной сфере, в частности у нас, во Львове, появляется все больший спрос на актуализацию своего национального композиторского наследия, то и имя Людкевича здесь становится свежее, более современным и востребованным. Недавно во Львове состоялся Людкевич-Фест, и мы также принимали участие в этом фестивале, помогая его создавать. И очень хорошо, что есть сейчас вот такое сотрудничество между нашими двумя музеями — это продолжение актуализации наших сокровищ, которые для многих до сих пор остаются документами прошлого, а не фактором современного», — сказал директор Музея Франко.
Попробовать постичь творческие и личные взаимоотношения Людкевича и Франко, а также их причастность к целостной художественной среде и таким способом актуализировать наши национальные сокровища успеют все желающие — выставка открыта до 6 октября.
Выпуск газеты №:
№173, (2019)Section
Тайм-аут