Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Квадратные метры антиквариата

В Украинском доме не только рассматривают Пикассо, но и обсуждают украинские арт-проблемы
08 сентября, 20:27

ИСКУССТВО И ЗАКОН

Представители творческого направления 20—30-х годов ХХ столетия — Парижской школы, и довольно-таки масштабное рекламное сопровождение «Большого антикварного салона», как и ожидалось, вызвали достаточно сильный резонанс и появление в Украинском доме целых народных масс, которые внимательно передвигаются меж бронзовых творений художников-легенд — Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Константина Бранкузи, Марка Шагала, Жака Липшица, а также украинцев Александра Архипенко, Николая Глущенко и др. Все эти работы — из коллекций украинских сборщиков искусства, в частности, Игоря Воронова, Александра Фельдмана, Сергея Таруты, Юрия Цвенгроша, Александра Прогнимака, Игоря Панамарчука, Эдуарда Дымшица, Леонида Комского, Петра Гончара.

Если государство заинтересовано в том, чтобы украинцы имели возможность чаще видеть подобные выставки, государство должно изменить свою политику в сфере культуры и искусства. Об этом в один голос заявляют сегодня коллекционеры. Самая основная проблема заключается в законе, который обязывает владельца произведения искусства при ввозе его в Украину платить государству 25% от стоимости произведения. Таким образом, если гражданину, к примеру России (там подобный закон также существовал, но несколько лет назад он был отменен), приобретенное за границей произведение искусства будет стоит, предположим, 1 миллион условных единиц, то для гражданина Украины этот объект обойдется на 25% дороже, и будет стоить 1 миллион 250 тысяч условных единиц. И это проблема не только коллекционеров, но и государства (которую многие пытаются обойти, ввозя произведения искусства нелегально), и сферы культуры в целом. Этим законом фактически создан барьер для пополнения украинского национального творческого достояния.

— Я думаю, что очень важно в ближайшее время принять закон, который бы позволил ввозить в Украину произведения искусства без таможенных сборов. Ведь когда мы ввозим, мы добавляем, — считает искусствовед Алексей Титаренко. — А вот вывоз — наоборот, нужно очень жестко контролировать, это же наше национальное достояние. А ввозят пусть все, что угодно. Сегодня очень многие наши украинские художники живут на Западе. Именно их произведения в случае отмены этих таможенных сборов и будут ввозить, ведь здесь на них есть огромный спрос. Пусть об этом подумает прежде всего министр культуры. В первую очередь, именно он должен сделать подачу.

По словам крупного коллекционера Игоря Воронова, разговоры о необходимости изменения законодательства продолжаются уже достаточно давно. Но государственники проблемы культурного порядка, как правило, откладывают на потом, занимаясь разрешением коалиционных и других политических вопросов.

— В принципе, этим вопросом занимаются многие. Все пытаются договориться, все этой ситуацией обеспокоены. Эти разговоры продолжаются уже на протяжении трех лет, но наверху постоянно занимаются решением неотложных проблемы государства, — объясняет Игорь Воронов. — Как коллекционер я не жалуюсь. Я нахожу способы пополнять свою коллекцию. Просто хотелось бы делать это максимально открыто и спокойно отвечать на вопрос что касается стоимости работ.

— Если бы этот закон сейчас отменили, искусства в Украину ввозили бы на десятки миллионов долларов. Часть этого товара продавалась бы на аукционах или в антикварных магазинах. А государство получало бы свои 15% налога. Поэтому то, что происходит сейчас — это убийство антикварного рынка. И можно дать голову на отсечение — как минимум ближайшие десять лет государство не будет заниматься искусством или инвестициями в искусство и культуру, — делает неутешительный прогноз меценат и учредитель частного музея «Духовные сокровища Украины» Игорь Панамарчук. И рассказывает о других проблемах. — Второй вопрос — это отсутствие отношения к меценатам. Если кто-то из вас когда-то видел парадный портрет Терещенко, то он там весь в орденах. За свои заслуги, как мецената, он имел чин действительного статского советника, наивысшие ордена и положение дворянства. У нас в стране есть достаточно много меценатов, которые от государства не получают ничего, кроме проблем. Еще одна актуальная проблема — это состояние нашей современной живописи. Современные, к примеру, китайские и индийские художники продаются от миллиона до десятков миллионов, а наши, которые ничем не хуже, — совсем не востребованы. Здесь также нужна поддержка с боку государства — в проведении выставок этих художников, чтобы они открывались на высоком уровне.

— Что касается помощи государства, то нужно, чтобы в первую очередь она не мешала, — добавляет коллекционер и антиквар Леонид Комский. — Это уже будет большой шаг вперед. Ничего не нужно выдумывать. Есть законодательный опыт различных стран, который можно адаптировать и принять в нашей стране. Украинский антикварный рынок значительно меньше российского или европейского. Чтобы эта отрасль развивалась, нужно принять ряд законов, в частности, о беспошлинном ввозе произведений искусства и о меценатстве.

Когда государство заинтересуется культурно-творческой сферой? Прогнозом что касается этого вопроса мы поинтересовались у когда-то активного политика, а сегодня директора «Евро-Атлантического Университета» Олега Рыбачука.

— Пока не будет создано определенное общественное давление, политики реагировать не будут, — категорически заявляет он. — Пока что на выставках вы встретите очень мало политиков. И результат — соответственный.

ФАЛЬШ-АРТ

Арт-директор одной из самых крупных киевских галерей Марина Щербенко сосредоточивает деятельность своей галереи на современном искусстве. Считает, что, покупая произведения contemporary art, можно поддержать художников, которые живут и работают сегодня. А это вклад в их новый труд. Антиквариатом Марина не интересуется прежде всего из-за засилья подделок.

— Кроме того, на сегодня предметов настоящего антиквариата осталось не так много. Что-то выбрать для коллекционера — все сложнее и сложнее. Поэтому и начинающему коллекционеру, и тому, кто точно знает, чего он хочет, нужен профессиональный консультант, — считает она.

Коллекционер Игорь Панамарчук сталкивается с подделками довольно часто. Согласно его наблюдениям, в Украине больше всего подделывают М. Глущенко, С. Шишко, В. Зарецкого.

— У нас есть государственный реставрационный центр, в котором на достаточно современном уровне проводят химический анализ картины. Эта экспертиза процентов на 95—98 показывает какого произведение периода, и подлинная ли это подпись художника или нет. Это не проблема, — убеждает коллекционер. — Проблема в том, что если человек хочет кого-то обмануть, то он пойдет не к Юрию Вакуленко (директор Киевского музея русского искусства. — Ред.), а к другим. Мы даже знаем, что если сертификат с этим именем, то произведение — точно подделка. Но об этих именах знает только несколько людей. Но если с таким сертификатом дилер придет к бизнесмену, тот может купить подделку. И часто бывает, что ему даже безразлично. Стоит работа 3 тысячи, он платит за нее 75, и говорит, что ему все равно. Подделка работ тех или иных художников связана, конечно, с их стоимостью. В Европе есть целые мастерские, где подделывают конкретного художника.

Леонид Комский также часто наталкивается на подделки.

— Это явление не собственно украинского арт-рынка. Бороться с подделками можно, повышая качество экспертизы, обращаться нужно к профессионалам. Их в Украине хоть и немного, но они есть. А наилучший специалист — это сам антиквар. Искусствовед рискует своей репутацией, а антиквар — средствами. Если он заплатил за подделку, он теряет деньги. Он как на минном поле, не имеет права ошибаться.

ФОРТУНА КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Несмотря на большое количество подделок, коллекционеров в Украине достаточно много. Галлерист Павел Гудимов — среди них. Он рассказывает, что имеет целых четыре коллекции. Во-первых, гитары. Один из последних экземпляров коллекции — гавайская гитара, приобретенная в Нью-Йорке. Павел собирает также советскую пластиковую игрушку. Но наибольшая его коллекция — произведения современного искусства. Это собрание он недавно пополнил работами литовских художников. Павел отмечает, что по сравнению с литовским, украинский арт-рынок развит достаточно мощно.

Для экспонирования на «Большом антикварном салоне» Павел предоставил свою коллекцию деревянной народной скульптуры. В отличие от бронзовых или каменных творений, для хранения дерева нужны особые условия.

— Деревянной скульптуре больше всего вредит центральное отопление, — рассказывает галлерист. — Нужен специальный увлажнитель воздуха. На этой скульптуре есть специальная шпаклевка и краски. Когда дерево расширяется или сужается, в зависимости от влажности воздуха, эти покрытия разрушаются и осыпаются. Желательно, чтобы скульптура висела на стене, к ней нужно как можно меньше касаться, не перекладывать ее. Просто время от времени кисточкой вытирать с нее пыль. Эти скульптуры насчитывают 200 и больше лет. Этот факт доказывает, что дерево — хотя и сложный, но очень жизнеспособный материал. Как по мне, он еще и очень теплый, значительно теплее металла или камня.

Павел Гудимов считает, что кроме интереса к искусству и деньгам, коллекционеру обязательно нужны соответствующие условия хранения для его приобретений, и побольше квадратных метров. В разговоре с известным режиссером и советником Министра культуры и туризма Сергеем Проскурней «День» выяснил, что коллекционеру важна также специфическая фортуна.

— У меня с материальным миром очень сложные отношения, — признается Сергей. — Когда погибла моя третья библиотека, я решил специально ничего не собирать. У меня долго не было собственного жилья, мы часто переезжали с квартиры на квартиру. Так случилось, что у меня появилось в пользовании «бомбоубежище» на улице Прорезной, где нам позволили сделать маленький театр. Там была такая, знаете, тусовка рокеров, бардов и актеров. Там же я сложил свои книги, и мы поехали на гастроли в Швейцарию. Вернувшись, я услышал страшный запах. Открываю двери — и вижу, как моя библиотека плавает в г... Оказалось, что прорвало канализационные трубы. После этого я решил, что нечего собирать больше не буду. Более того, вещи, которые ко мне приходят (а ко мне иногда приходят фантастические вещи), я охотно отдаю. Например, Мария Аксентовна Приймаченко подарила мне очень красивую картину «Синий волк в желтых грибах». Просто удивительная вещь — небольшая, но очень утонченная. Незадолго после этого Сергей Параджанов привез в Киев свой фильм «Ашик-Кериб». Я звоню ему, а он кричит, мол, где ты ходишь, я уже неделю в Киеве, а тебя не вижу, принеси на премьеру картину Приймаченко... У меня пауза... И уже тогда я решил, что подарю ему эту картину. После фильма я ему торжественно вручил картину. Он переворачивает эту работу, а там написано (Мария Аксентовна писала так, как слышала): «Дарагому Сірожи на довгу память». И Параджанов говорит: видишь, она даже мне это подписала...

Сейчас у меня достаточно сложная ситуация: у меня появился большой офис. А с Павлом Маковым (известный график. — Ред.) у нас была давняя договоренность, что когда у меня появится большой офис с большими стенами, он подарит мне свою большую работу. И мне на днях звонит по телефону Павел Гудимов и говорит, что у него в галерее недавно была выставка Макова, и он решил одну работу подарить мне. Пока что она в галерее у Павла. Cейчас думаю, что мне делать в этой ситуации...

А пока Сергей Проскурня размышляет над своей непростой творческой ситуацией, вы имеете возможность своими глазами увидеть легенды Парижский школы — до 14 сентября в Украинском доме.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать