Легенда по имени Татьяна Яблонская
К 90-летию со дня рождения великого мастера Национальный художественный музей Украины открыл масштабную ретроспективную выставку ее работ.
Картины Татьяны Яблонской стали украшением Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Российского музея в Санкт- Петербурге, Музея Дракона в Тайване, Киевского музея русского искусства, Полтавского, Запорожского, Харьковского художественных музеев, Львовской картинной галереи.
В Украине впервые представлена экспозиция работ художницы, охватившая практически все ее творчество. Как отметила заведующая отделением искусства ХХ века Национального художественного музея Людмила Ковальская: «На этой выставке, которая продлится до 13 мая, представлены полотна, начиная с учебных, среди которых два академических — это самые ранние картины Яблонской, и вплоть до картин, выполненных пастелью, над которыми Татьяна Ниловна работала в последние годы своей жизни. Помимо полотен, предоставленных многими украинскими музеями, на выставке есть работы из мастерской художницы, которые ранее не были показаны или выставлялись крайне редко. Изюминкой и символом выставки стал автопортрет Татьяны Яблонской, а такие ее картины, как «Юность» и «Жизнь продолжается» — образом вечности. Ведь жизнь продолжается несмотря на погоду за окном, на события, происходящие в окружающем нас мире, а этой выставкой продолжается и творческий путь художницы».
В четырех залах представлены картины, собранные из нескольких музеев Украины и предоставленные семьей Т. Н. Яблонской. Эти работы охватывают целую эпоху, в которой художница создавала свои картины: от учебных набросков и рисунков начала 60-х, напоминающих авангард начала ХХ века, до хрестоматийных полотен «Хлеб» (1949), «Жизнь продолжается» (1971) и до нежных пастелей, написанных художницей в последние годы жизни. Центральной темой в творчестве Татьяны Яблонской всегда была повседневная жизнь обычных людей: бытовые сценки, портреты членов семьи и автопортреты в домашней обстановке. Но на все, что окружало художницу, у нее был особый, необычный взгляд. Это отображают ее работы — в них нет ничего искусственного и надуманного.
Все они проникнуты необыкновенной теплотой и чувством восхищения красотой окружающего мира. Так мог творить только мастер, который познал и прожил жизнь, полную испытаний и сложностей, и, несмотря на это, сумел сохранить и даже открыть заново чувство прекрасного, возвышенного, запечатлев в совершенных художественных формах.
Полвека назад картины Татьяны Яблонской прославили ее на весь мир. До сих пор критики любят подбирать к ее работам литературные параллели: «Хлеб» они называли «картина- роман». Полотно «Утро», на котором изображена девочка на фоне раскрытого окна, ассоциируется с «поэмой», а «Народная поэма», отображающая жизнь украинской деревни — это «народная эпопея». Ее работы — будто картины-хокку. Как в японских миниатюрах, на полотна перенесено словно подсмотренное у природы событие, которое ценно само по себе — странствие облака или закат — как знак бессмертной жизни, вечности.
Особый нюанс в работах художницы — это цвета, которые вторят в унисон остальным деталям картины, однако выражают нечто свое, на собственном, особом языке. Они — органичные, нематериальные, плотные и глубокие. Цвет передает духовную субстанцию ее работ и является главным их компонентом.
Анри Матисс как-то сказал, что «художник — тот, кто создал хоть один знак.» Яблонская, как минимум, трижды делала знаковые для своего времени вещи. Они становились примером подражания для других, а художница шла дальше...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
— Яблонская — дитя своей эпохи, которой полностью отвечало все ее творчество, — считает Иван МАРЧУК, известный украинский живописец. — Однако ей не хотелось прислуживать царящим в те времена идеологиям. Я тоже жил в то же время... В студенческие годы искусство Яблонской стало для меня своеобразным образцом. Когда я учился в училище, появилась ее знаменита картина «Хлеб». Эта работа и по сей день остается очень близкой и трепетной для меня. Свою жизнь я провел в селе, работая летом на токах, и это художественное произведение стало для меня отображением моего детства и юности. Конечно, был у Татьяны Яблонской период после «Хлеба», в который появилось так же немало интересных работ. С точки зрения живописи, из них мне больше всего нравятся ее натюрморты, пейзажи. Сюжетные картины Яблонской — дань времени, которые являются очень интересными с точки зрения истории, а ранние, академические работы — это ностальгия. Ведь через это проходили все художники. Эта ретроспективная выставка — прекрасная акция. Я рад, что киевляне смогут познакомиться с самобытным творчеством Яблонской.
— Для меня выставка работ бабушки — очень трогательное событие, — рассказала «Дню» Ирина АТАЯН, внучка Татьяны Яблонской, тоже художница. — Редко бывает, когда практически все работы, охватывающие несколько периодов жизни и творчества мастера, собирают в одном помещении. Можно проследить, как менялся творческий почерк художника. Бабушка была очень активным человеком, могла работать долго и с полной отдачей. Иногда я сравниваю себя с ней, но бабушка — человек очень мощный, в ее жизни было невероятно много как сложных, так и приятных моментов и в отличие от меня, она была очень самоорганизованна, смогла много всего успеть. В этом я также хочу быть на нее похожей. У бабушки было выражение: «Направление главного удара», которое выражало ее главные стремления в жизни и позволяло не отвлекаться на то, что могло помешать или казалось второстепенным ее творчеству.
Больше всего мне нравятся ее последние работы, 90-х годов, импрессионистические пейзажи. Я помню, как бабушка их писала, присутствовала при этом, помню ощущение волшебства, которое возникало, глядя на готовую работу: когда привычное — вид из окна, деревья, проходящие мимо люди — отображены совершенно иначе, с особой красотой на ее картинах. У нее на все был особый взгляд.
— Эта выставка для меня — целое событие, — призналась Гаяне АТАЯН, дочь Татьяны Яблонской, художница. — Очень важно, что люди смогут видеть работы моей мамы. Ведь когда картины грустно стоят у стены, например, дома, — они будто наказаны, и жизнь, которая в них — будто приостановлена, они должны дышать! Кроме того, эта выставка заполняет достаточно серьезный информационный вакуум, который есть в нашем пространстве и касается искусства ХХ века. Сейчас эту нишу несколько переполняет «арт-рынок» с подделками и спорными вещами. Я рада, что выставка проходит именно в этом музее, и верю, что искусству ХХ века будет отдана дань, которую оно заслуживает, не взирая на культурные и идеологические направления. Поскольку искусство и идеология — совершенно разные вещи. Когда кончилась советская эпоха, в подвалы резко спрятали все, что было связано с этим периодом. А сейчас все это нужно восполнять и восстанавливать — белых пятен быть не должно.
Любой зритель, живущий в Киеве, должен иметь возможность прийти и увидеть хотя бы одну работу, подлинную, настоящую, а не подделку. К сожалению, неприятность с фальшивыми работами моей мамы — Татьяны Яблонской, — которые были выставлены некоторое время назад, достаточно серьезная. Прежде всего, это важный, принципиальный вопрос, затронувший честь моей мамы и последний год ее жизни. Это — состояние души, неприятное и щемящее — я не могу уйти от этого. В данный момент дело находится на рассмотрении в Верховном Суде Украины, и не хочу, чтобы оппоненты рассчитывали на мое отступление. Если Верховный Суд не примет должного и справедливого решения, придется обратиться в Европейский суд. А Национальный музей я призываю стать на страже настоящего, истинного искусства...
Выпуск газеты №:
№52, (2007)Section
Тайм-аут