Легкое дыхание
В Киеве играли священные монстры французского джаза
Все чаще Киев становится одним из привлекательных городов, в которых проходят выступления мировых джазовых звезд. Так, на концерте в Колонном зале им. М. В. Лысенко аккордеониста Ришара Гальяно и мультиинструменталиста Мишеля Порталя, игравшего на этот раз на бас- кларнете, сопрано-саксофоне и бандонеоне — маленьком кнопочном аккордеоне, был аншлаг. Музыканты представили новый CD «Концерты», выпущенный в этом году компанией Дрейфус Джаз и вобравший в себя семь лет творческого содружества. Его музыкальной основой явились авторские композиции Гальяно и Порталя и произведения одного из популярнейших композиторов ХХ века Астора Пьяццоллы, на протяжении 10 лет жизни бывшего близким другом и партнером Ришара Гальяно.
Что же представляет стиль Пьяццоллы-Порталя-Гальяно? Это импровизационная музыка, сочетающая джазовую ритмическую основу с миксом многих музыкальных явлений: танго, шансона, боссановы и самых разнообразных этноинтонаций — цыганских, итальянских и даже гуцульско-румынских. После 4-5 тактов темы музыканты переходят к бесконечно-тотально-изменчивому потоку индивидуальных и совместных фантазий. Это не мешает соединению импровизационности с выверенным формообразующим планом и тщательной отделкой всех компонентов и деталей музыкального полотна. А оно при всей кажущейся простоте «плетется» сложным музыкальным узором, в котором сочетаются и отдельные приемы современной серьезной музыки: кластеры, полифоническое развитие, мультитембральность. Оба музыканта играют стоя, кажется, что все, что они делают, достигается очень легко и просто. Идеальная акустическая выверенность звучания (а все прозвучало без малейших электронных «добавок») создали неповторимо доверительную, даже интимную атмосферу концерта. Именно в этой простоте и заключено высшее мастерство. «Нечеловеческая» техничность обоих исполнителей, свойственное им «легкое дыхание», совершенно неслышные, «смазанные маслом» смены мехов Гальяно и вдохи духовых Порталя, огромное звуковое пространство, создающие объемность и наполненность зала, безмерное разнообразие штрихов, динамики и бесконечно- изменчивая ритмическая акцентировка временами создавали впечатление присутствия и звучания целого оркестра.
Гости сыграли восемь 10—15 минутных композиций и попытались закончить выступление на кульминации — знаменитом «Либертанго» Пьяццоллы, интерпретаций которого я слышала с десяток. Но эта была неповторимо-восхитительной. Публика начала овацию. Тогда Гальяно и Порталь, счастливые и благодарные, снова взяли инструменты и исполнили еще три композиции. Овации не смолкали долго и стали наградой за шарм и изысканность французской музыки, блестяще воплощенной мэтрами. Концерт был проведен при участии Посольства Франции и французского культурного центра, фестиваля «Днипрогастроль». На пресс-конференции перед выступлением музыканты говорили, что хотя во Франции довольно плохо информированы о происходящих в Украине событиях и многие думают, что нам сейчас «не до музыки», сами они стремятся «передать украинцам свою любовь и приятные позитивные вибрации». Это прекрасно удалось, и ожидания киевлян были оправданы сполна. Гальяно сказал, что в Украине есть прекрасные аккордеонисты, и посетовал на отсутствие для них перспектив на родине. Нельзя не согласиться, впрочем, происходящие сейчас политические преобразования в нашем обществе вселяют в нас надежды во всех областях нашего будущего, и сегодня на наших площадях мы становимся свидетелями социального и культурного пробуждения нации.