Перейти к основному содержанию

Летать, не приземляясь

О новом документальном кинофильме «Матрица Антонова»
14 августа, 19:15

Воздухоплавание как мечта и необходимость человечества... Всматриваясь в уникальные кадры нового документального фильма «Матрица Антонова», продемонстрированного недавно по Первому каналу Национального телевидения Украины, вдруг видишь технологический сверхфеномен в яви. Причем в реализации полета воистину гигантской небесной машины. Ведь рожденный в Киеве самый большой и продуктивный в мире воздушно-транспортный корабль Ан-124 «Руслан» плывет в высоте, в панораме крупноформатных кинокадров, грациозно и легко, словно невиданная птица. В этом совершенстве — и знак былых достижений, и вызов будущему. Именно такие самолеты, способные в считанные часы переносить в любую точку планеты колоссальные грузовые емкости самого разного плана, будут в немалой степени предопределять успех страны — их производителя в мировом экономическом соревновании. Уже сегодня «Руслан», выполняя подобные рейсы, приносит доход 600 миллионов долларов в год, подчеркивается в прологе фильма. В 2020 году, если отрасль встанет на ноги как серийный цикл в отечественном авиапроизводстве, показатель рентабельности станет еще более впечатляющим — полтора миллиарда...

В этом смысле строгая и вместе с тем поэтичная лента (автор сценария Наталья Коваленко, режиссер Людмила Павлюк, оператор Феликс Шевардин, творческое объединение документальных фильмов НТУ) зримо доказывает: яркий научно-технический талант относится к категории непреходящих ценностей планеты и должен оставаться востребованным. А дар Олега Константиновича Антонова был как раз таким.

Признаюсь, во мне как в прошлом авиаконструкторе, проработавшей в АНТК имени О. К. Антонова более двадцати лет, новый фильм пробудил и сентиментальные чувства и, если хотите, беспокойные размышления. Ведь, по большому счету, талантливая публицистическая киноработа — ясный сигнал, что антоновская линия настоятельно требует, в интересах Украины, нового развития. Об этом в одном из синхронов говорит президент компании «Авиация Украины» О. Шевченко: «На сегодня, в контексте хотя бы направленности этого фильма, уже четко определены позиции, на которых мы можем и должны удержаться, чтобы двигаться дальше. Первая наша ниша: АНТК Антонова и перспективы транспортной авиации. Вторая — региональные самолеты. Бюджет государства и нашей компании не потянет эти проекты, да и для бюджета России тут сложная задача. Выходит, надо объединяться...»

Но возвращаюсь к лиричным, по крайней мере для меня, моментам увиденного. В первую очередь, это Олег Константинович Антонов, как бы вновь, благодаря сохранившимся киноэпизодам, непосредственно обращающийся к нам: «У каждого самолета своя особенная судьба, задумывается он. Некоторые рождаются под аплодисменты, а другие не сразу приветствуются. Приходится затратить много времени и сил, чтобы доказать их право на существование». Вот такую когорту сверхмощных воздушных вездеходов О. Антонов и создал. Эффект его, воистину редкостный, состоял в том, что он был прагматиком. Иначе говоря, нужные стране решения и изделия становились вновь и вновь как бы единственным его детищем.

Не могу не подчеркнуть: фильм вызвал воспоминания и о плодотворном научно техническом сотрудничестве между двумя академиками как грандами украинского авиастроения — Олегом Антоновым и Александром Ивченко, моим отцом, чье имя сейчас носит специализированное машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» в Запорожье. О. Антонов не раз приезжал на «Прогресс», а Ивченко — в конструкторские отделы АНТК. Содружество это Олег Константинович однажды назвал: «Союз крылышек и лопаток». Все моторы для этой серии произведены и при отце, и после него, в Запорожье. Так возникли два ведущих украинских авиабренда — «Ан» для крылатых титанов и «АИ» для несущих их двигателей. В таком единении, а Государственное предприятие «Ивченко—Прогресс» возглавляет Герой Украины Ф. Муравченко, и АНТК, у руля которого ныне стоит Генеральный конструктор Д. Кива, важная полоса дальнейшего взлета.

Но снова об уроках Антонова, столь важных сегодня. Обратили ли вы внимание, что в воздушном движении «Руслана» и его предшественника «Антея» а затем потомка — Балабуевской «Мрії», поднимавшей «Буран», присутствует непостижимая легкость и естественность. Это связано с удивительным откровением конструктора — расположением крыльев, как бы «одолженным» у пернатых. Дело в том, что О. Антонов — и выдающийся авиапланерист, создатель лучших отечественных планеров. Уникальный этот опыт генерировал и полетные качества всех машин типа «Ан». Машин, как ни поразительно не стареющих благодаря многофункциональности. Не зря в мире существует несколько фан-клубов легендарной «Аннушки», или «Ан-2».

Документальный фильм — всегда синтез киноархива и раздумий людей, причастных к воссоздаваемому в кинокомпозиции. Авторы фильма пригласили участвовать в нем интереснейшие личности — в частности, соратника О. Антонова лауреата Ленинской премии В. Анисенко, историка авиации В. Моисеева, ведущего конструктора О. Богданова.

Вот лишь несколько их слов: «Олег Константинович был, и это надо учитывать и сейчас, конструктором, думающим об экономике и знающим ее, — подчеркивает, например, В. Моисеев, — ему даже объявили выговор за экономические публикации в газетах. Но в этом варианте ума великого конструктора, за которым всегда тысячи людей, и состоит таинство Антонова, особенно актуальное в нашем веке».

«Олег Константинович умел выжидать, не идя по течению. Не случайно между «Антеем» и «Русланом» прошли годы»,— вспоминает В. Анисенко.

Замечателен эпизод, воспроизведенный летчиком-испытателем Ю. Курлиным — о появлении «Руслана» на 26 авиасалоне в Париже. «Когда самолет, словно в корзину с яйцами, приземлился в Ля Бурже, вспоминает летчик-испытатель Ю. Курлин, у американского генерала, увидившего его, были все признаки паралича».

Слова заслуженного летчика- испытателя В. Терского: «Глядя на «Руслан», трудно поверить, что это грузовой самолет».

«Олег Константинович создавал вокруг себя творческую атмосферу, — говорит О. Богданов, — не приказывал, не заставлял, не кричал, и все рядом подтягивались к его творческому примеру».

Но вновь, уже в качестве эпилога, о состязании в создании многоцелевой транспортной авиации, сразу же возникшим между АНТК и крупной и престижной американской фирмой «Локхид». Выиграли киевляне вместе с запорожцами. Снова слова О. Богданова: «Вот американцы сделали Си 5А, потом Си 5В, поскольку ошиблисьв крыле. Он и сейчас практически нигде не летает, кроме перевозки военных грузов. Почему? У него маленький ресурс...»

Но идея Антонова, и она выражена в фильме его творческим тезисом: «Летать, не приземляясь». Иными словами, сразу рассчитывать на огромные расстояния. Все украинские авиамашины обладают таким качеством. И великий «Руслан», и многострадальный «Ан 70».

Фильм завершается чудесными словами Олега Константиновича: «Мне очень нравится Сент- Экзюпери. Он, писатель и летчик, сказал: «Мы живем на блуждающей планете. Порою благодаря самолету мы узнаем что-то новое о ней. Мы смотрим в иллюминатор, словно ученые в микроскоп». Продолжая эту мысль, хочется подчеркнуть: новый фильм предстает всеобъемлющим объективом, в котором объединены прошлое, настоящее и будущее современной украинской авиации. Главное, конечно же, вдуматься в сказанное и обобщенное в экранные полчаса как в конспект грядущего. Будь моя воля, я бы, не откладывая, показала фильм и на правительственном уровне. Пушкин как-то сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек». Заменив слово «сказка» «легендой», в новом фильме видишь и намек на выбор целей и их чертеж. И говоря «Доброго пути» фильму, одновременно мечтаешь: «Доброго пути украинской авиации».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать