«Любите ли вы... любовные романы?»
Несколько лет тому назад в сельской библиотеке я спросила ее хранителей — а какую книгу спрашивают у них чаще всего? Оказалось, что на «Древнегреческий любовный роман» существует даже очередь, а «Роксолану» Павла Загребельного и голоновскую «Анжелику» выдают строго на неделю. Правда, то были времена, когда пестрые журналы массированно не посвящали молодежь в тонкости интимных отношений. Но, задавая в пригородных электричках (а там не только разгадывают кроссворды) вопрос, вынесенный в заголовок, я намного чаще слышала уверенное «конечно», нежели равнодушное «кому это нужно?».
Ольга МОРОЗЮК, преподаватель литературы из г. Тетерев Житомирской обл.:
— Перечитываю их регулярно. «Польові дослідження» Оксаны Забужко купила не так давно. То, что стоит в книжном шкафу, помогает мне понять чувства близких. Перечитав недавно «Страдания юного Вертера» Гете, я совсем по-иному стала относиться к проблемам 15-летнего сына. За два века многое изменилось, но классические романы рассказывают о том, что останется, я уверена, всегда таким же ярким в жизни каждого человека.
Виктор Михайлович, бывший военный, пенсионер, г.Белгород-Днестровский Одесской обл.:
— Я люблю исторические романы, и если там есть какая-то любовно-семейная интрига, как в «Проклятых королях» Мориса Дрюона или у Валентина Пикуля, — с интересом читаю и ее. Жена достает какие-то новые «женские романы», но мне они кажутся похожими на бесконечные телесериалы. Все эти Изауры, Розы и «черные жемчужины» — чувства и разговоры у них одинаковые, сюжеты с коварными соперницами повторяются, будто ничего личного не осталось уже.
Анатолий ВАЛОВОЙ, инженер, г. Киев:
— Как и во времена Пушкина, любовные романы читают в основном молодые женщины, чтобы приобрести, так сказать, опыт. Не зря сейчас все раскладки завалены этими дешевыми книжками со жгучими красотками на обложке. Но, судя по тому, что «Титаник» стал таким успешным благодаря романтической любовной истории, такое сейчас нужно очень многим. Ни один бестселлер не «раскручивается» без интрижки, а это кое-что значит.
Никита, десятиклассник, г. Стрый Львовской обл.:
— В школьной программе есть один «такой» роман — «Анна Каренина» Толстого, с большой натяжкой — «Гобсек» Бальзака, из украинской литературы — вообще ничего. Недавно друг мне дал небольшую книгу Франсуазы Саган — повесть 70-х годов «Любите ли вы Брамса?» в хорошем украинском переводе, она показалась мне самой современной. Просто написано, и в то же время так захватывающе.
Людмила ВАСЬКО, мама двух малышей, г. Киев:
— Любовный роман читать вседа интереснее, чем статью в женском журнале. Я покупаю такие книги на «Петровке», потом передаю в Донецкую область сестре, там ее подруги их читают много, передают по знакомым. Книги путешествуют, как и героини этих романов, жаль, что истрепываются, проходя через многие руки, теряют вид.
От редакции. Как видим, «исчезновение интимности», которое беспокоит культурологов конца ХХ века, парадоксальным образом питает «любовную» литературу, спрос на которую отнюдь не снижается. Напоминаем вам, дорогие читатели, что ждем от вас писем с рассказами о любимых книгах, писателях, о ваших увлечениях в мире литературы. Особо хотелось бы узнать ваше мнение о современной украинской литературе, о классике XX века, о том, как вы оцениваете теперь литературу советского периода.