Любовь пришла в город
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030129/416-6-2_0.jpg)
На выставке «Любовь пришла в город», открывшейся в галерее «Блок А», представлены графические работы киевского художника Андрея Левицкого 2001 — 2002 годов. Новые произведения Левицкого объединяет сквозная тема Города как своеобразного универсума, разнообразного и неоднозначного в своих проявлениях. В замысле соединились впечатления от блюзовой музыки и путешествий по европейским городам. Синтез зрительного и слухового восприятия определил структуру изображения произведений.
Графические листы имеют вытянутый по горизонтали формат, передающий ощущение панорамности. Это не городские пейзажи в традиционном понимании, это скорее «ландшафты души», отзвуки разных настроений и состояний, пронизанные светлым светоощущением. Элементы изображения — деревья, дома, горы, лица, шрифты и тому подобное — как будто образовывают вязь, каждое последующее вырастает из предыдущего, а рука художника свободно движется, подчиняясь воображению, материалу, ритму. Создается непринужденный, однако внутренне организованный визуальный ряд-текст. Он пронизан и насыщен переживаниями, рефлексиями, воспоминаниями, ассоциациями — в листах буквы или изобразительные «цитаты» накладываются на составляющие ландшафта, образуя неровный, «блюзовый» ритм.
Сдержанность цветового решения листов выдвигает на передний план выразительность линии, штриха. Левицкий работает в технике intaglio — современного офорта, вобравшей в себя различные способы работы с металлом, — как гравирование (сухая игла, резец, меццо-тинто), так и травление (акватинта, открытое травление, травленый штрих). Комбинирование различных манер, сочетание графичности резца и живописности травления позволяет художнику создать сложное, широкое по тональному диапазону, напряженное по фактуре изображение. Возможность свободного рисования иглой на металлической доске сохраняет непосредственность возникновения произведения, точно отражает индивидуальный почерк и темперамент художника. Офорту присуща рельефная поверхность, благодаря чему отпечаток приобретает глубину и легкость. Штрих, лежащий в его основе — короткий или длинный, прямой или причудливо вытянутый, сгущаясь или перекрещиваясь, — он способен передать различные оттенки настроения, а также состояние ландшафта, его многомерность, пространственность, воздушность. Андрей Левицкий принципиально придерживается законов классической офортной техники. В этом отношении его творчество является прямым продолжением достижений искусства Рембрандта и Шевченко и развитием опыта работы в эстампе своих непосредственных учителей — Г. Якутовича, М. Дерегуса и А. Чебыкина. Работы Левицкого свидетельствуют о том, что техника intaglio дает бесконечные возможности для сегодняшнего художественного самовыражения, что мастерское владение техникой является основой для создания современного графического произведения. Художник уже много лет работает именно над офортом, увлеченный его широкими возможностями, особенностями фактуры, которая оставляет металл на бумаге. Выставочные работы отпечатаны с медных досок — материала благородного, пластичного, деликатного. Причем автор не делал предварительных эскизов — образ вырастал, проявлялся прямо на меди, подвластный причудливому воображению и спонтанному движению руки.
Левицкий избегает серийности, часто присущей графике как виду искусства. Он стремится сделать каждую композицию самоценным, завершенным в себе художественным образом. Фактурная насыщенность его графических листов точно передает самые разнообразные отличия: прозрачность и плотность, энергию и мягкость, пространственность и декоративную плоскостность, свет и тень...
Законченность работ Андрея Левицкого напоминает об истоках офорта, его рождении из ювелирного искусства. Предельно проработанные на уровне формы, произведения в сфере художественного образа оставляют простор догадкам и воображению зрителя.
Выпуск газеты №:
№16, (2003)Section
Тайм-аут