Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор.
Уинстон Черчилль, британский государственный деятель

«Мамаи и Мамаевны» в транскрипции современности

6 декабря в киевской галерее «Калита Арт Клуб» открывается выставка Екатерины Косьяненко
5 декабря, 2013 - 10:30
ЕКАТЕРИНА КОСЬЯНЕНКО ПРОДОЛЖАЕТ УКРАИНСКИЕ ТРАДИЦИИ В СВОИХ САМОБЫТНЫХ РАБОТАХ — КАРТИНА «БРАТЬЯ»
СЕРИЯ «МАМАИ И МАМАЕВНЫ» ВЕДЕТ СВОЕ НАЧАЛО С 2006 ГОДА. ЗА ДВЕ РАБОТЫ ИЗ ЭТОЙ СЕРИИ ХУДОЖНИЦА ПОЛУЧИЛА ПРЕМИЮ И МЕДАЛЬ ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ НА ФОРУМЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА — ФЛОРЕНТИЙСКОЙ БИЕННАЛЕ. ЭТА ТЕМА ВОЛНУЕТ ХУДОЖНИЦУ ДО СИХ ПОР. НА ФОТО — «МАЛЕНЬКИЙ МАМАЙ»

Напомним, известная за рубежом молодая художница впервые представила персональную выставку в Украине в июле этого года. «День» писал, что в галерее «Триптих» Екатерина Косьяненко показала свои работы из серии «Оболонские святые», а также полотна из разных периодов творчества. Недавно ее цикл «Мамаи и Мамаевны» демонстрировали в Черкасском областном художественном музее, а в настоящее время полотна можно увидеть в Киеве.

Серия «Мамаи и Мамаевны» берет свое начало в 2006 году. За две работы из этой серии Екатерина получила премию и медаль Лоренцо Медичи на форуме современного искусства — Флорентийской биеннале. Эта тема волнует художницу до сих пор, и она вместе с ранними картинами представляет новые полотна. Первые Мамаи — это мужские портреты, где совмещается традиционное изображение с современными реалиями. Сочетание украинской традиции и мифа с сегодняшним пониманием человека. ХVII век запечатлен на полотнах через опыт всех последующих эпох. В первых полотнах Косьяненко преобладает коричневый цвет, дальше — голубой, красный, насыщенно-синий делает их разноцветными, как сама жизнь.

Позже в серии появились женские фигуры — Мамаевны, которые являются смелыми берегинями мужчин. Они символизируют домашнее благосостояние и красоту украинских женщин. Очень точно прописан окружающий антураж героев — только главные детали и ничего лишнего. В руках Мамаев традиционная мамаевская кобза, которая в народе часто называлась «бандуркой», но бандура это совсем другой инструмент. Сзади Мамая, на втором плане, — полевой пейзаж и одинокий конь. Женщины изображены с вышитым рушником. Женщина — это в первую очередь Мать, поэтому она держит на руках ребенка — будущего Мамая, и конечно же — Жена. Ведь первую половину жизни на мужчину влияет мать, а вторую — жена.

Нынешние картины передают природный ареал казаков, из которого они произошли. Возможно, это уже наше время, в котором нет Мамаев, а только — сама природа является свидетельством их пребывания здесь. Одинокое вечернее дерево с костром на картине «Начинается ночь», словно только что оставленное Мамаями, которые странствуют в нашей памяти. «Млечный путь» — безграничное звездное небо еще не совсем ночное, но уже не дневное — сумрачное. Промежуточное время между днем и ночью транслирует изменения эпох и новую стилистику видения традиций. Безграничный космос, как учил один из наставников Екатерины Косьяненко — сценограф и философ Даниил Лидер. И где-то там, под деревцами, изображен маленький человек — микрокосмос и макрокосмос. Наиболее обобщенная и загадочная картина «Плывет лодка» — почти абстрактное и почти однотонное полотно заставляет задуматься о безграничности существования традиций на нашей земле. Их огромном значении, их влиянии на всю украинскую культуру, и в отдельном видении — влиянии на украинскую живопись.

Екатерина Косьяненко подтверждает продолжение украинской традиции в своих самобытных работах. Почти играя, художница стремится выразить нашу богатую украинскую историю новой эстетикой.

Фото с сайта katerynko.com.ua

Лилия БЕВЗЮК-ВОЛОШИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ