Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мать и дочь: вариации на тему

На Одесской киностудии завершились съемки полнометражного фильма «У реки»
30 ноября, 19:58
ДОЧЬ И МАТЬ: НИНА РУСЛАНОВА И МАРИНА ПОЛИЦЕМАЙКО / ФОТО СЕРГЕЯ ПОЛЯКОВА

Благодаря новому кинопроекту в кинематограф вернулось имя Фридриха Горинштейна, автора сценариев «Соляриса» Андрея Тарковского и «Рабы любви» Никиты Михалкова. Его рассказ «Старухи», написанный в 60-е годы, и лег в основу сценария фильма, написанного одесским литератором Сергеем Четвертковым, известным как автор сценариев и новелл к фильмам Киры Муратовой.

По сюжету в фильме две главные героини: 90-летняя мать и ее 70-летняя дочь, составляющих особый тандем. Все в прошлом и у матери и у дочери, много лет они живут только жизнью друг друга. Пребывая в постоянном раздражении одна от другой, они теряют ощущение реальности, перестают различать и разделять в ней главное и второстепенное. Героини смиренно относятся к гибели в недрах ГУЛАГа своего сына и брата Василия, зато проявляют завышенный интерес к компенсации никчемных вещевых потерь. В один прекрасный день обе женщины выходят из дома и отправляются на прогулку к реке. Глядя на 90-летнюю мать, едва передвигающую больные ноги, понимаешь, что для двух женщин это, скорее всего, последняя большая совместная прогулка в их жизни. Естественно, мир обрушивает на пару всю жестокость реальности, от которой они долгое время скрывались за стенами своей квартиры. Однако автор сценария не дает безысходности одержать верх. К финалу картины отношения матери и дочери переживают эволюцию и приобретают принципиально новый характер. Две женщины, живущие рядом, осознают, что главное — это понимание друг друга и желание любить и жалеть.

Настоящая психологическая драма на небосклоне СНГэшного кинематографа последнего десятилетия — явление исключительное. Уставший от поверхностных сценариев, кинозритель может потирать руки в предвкушении серьезного и глубокого кино. В том, что фильм «У реки» получится именно таким, нет сомнений. К этому у него есть все предпосылки: молодой, но подающий большие надежды режиссер, очень интересная история и актеры-звезды в кадре.

Роль матери исполняет в фильме одна из старейших актрис московского Театра на Таганке и супруга актера Семена Фарады Марина Полицеймако. Российская актриса Нина Русланова играет дочь, которая решила посвятить матери всю жизнь, отказавшись от личного счастья. Мать в фильме по духу моложе дочери — такое в жизни очень часто встречается. А дочь, скорее, обслуживающий персонал, она все печется, чтобы мать вовремя поела, чтобы не замерзла — возиться с ней, как с ребенком, их роли давно поменялись. Несмотря на то, что Русланова и Полицеймако очень разные актрисы, на съемочной площадке они составили идеальную пару, так считают все участники кинопроцесса.

«Я прочитала сценарий, и мне он очень понравился, — делится своими впечатлениями Нина Русланова. — Другое дело, каким получится фильм, мы надеемся и очень хотим, чтобы у Евы все получилось, потому что она очень талантливая девочка».

Для молодого украинского режиссера Евы Нейман этот фильм — первая полнометражная работа. Впервые ее имя прозвучало на фестивале «Молодость-2004», где она представила в конкурсе свой короткометражный фильм «Замри, отомри». Еще одна ее документальная короткометражка «Все по-старому» демонстрировалась на Ротердамском кинофестивале им. Г. Балса и на Международном украинском фестивале документальных фильмов «Контакт», где получила диплом жюри. Сценарий фильма «У реки» пролежал в ее столе более трех лет. Но не зря Еву многие считают девушкой целеустремленной. Сначала Фонд Ротердамского кинофестиваля дал Нейман грант в размере 50 тысяч евро для работы над новым полнометражным проектом. А нынешним летом Министерство культуры и туризма Украины выделило на съемки три миллиона гривен. Сопродюсером фильма является «Новая студия». Ее генеральный директор Александр Ткаченко поделился с «Днем» мотивами, побудившими его продюсировать картину: «Меня поразил сценарий: история лирическая и одновременно жесткая, — это актуальное откровение, необходимое в наше время. Все вокруг живут поверхностными отношениями, моральная и духовная восприимчивость общества притупилась. Поэтому такие фильмы необходимы, как встряска, как подкоп под фасад придуманной, неискренней жизни. Я верю в творческий потенциал молодого режиссера и думаю, что фильм получится таким, каким мы его задумали».

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

— Расскажите о первоисточнике вашего фильма, — попросила я Еву Нейман в перерывах между съемками.

— Фильм снимается по рассказам Фридриха Горинштейна — «Старухи» и «Разговор». В этой истории для меня есть что-то родное. Я тут же решила разыскать автора. Я знала, что он живет в Берлине, нашла в справочнике телефон и позвонила. Он начал писать сценарий, а через четыре месяца его не стало. Позже работу над сценарием продолжил Сергей Четвертков.

— Почему выбор съемочной площадки пал на Одесскую киностудию?

— Я очень люблю Одессу, а во-вторых, я проходила здесь стажировку и хорошо знаю людей. Все свои документальные и короткометражные фильмы я снимала в Одессе, и помогали мне в этом люди с Одесской киностудии.

— А чем кинопроцесс в Германии отличается от нашего?

— Там другой подход к работе, не могу сказать, что хуже или лучше, просто другой.

— Какое образование вы получили в Германии?

— Я закончила факультет кинорежиссуры в Немецкой академии кино и телевидения в Берлине. Училась семь лет. Я очень хорошо образована, надеюсь, вы увидите это в фильме.

— Многих смущает, что вы жили и учились в Германии. Кино, которое вы снимаете, можно назвать украинским?

— Я гражданка Украины, снимаю кино на украинской киностудии за украинские деньги. Вы считаете, что со всем вышеперечисленным, мое кино может иметь какую-то другую национальность?

— Как вы думаете, что явилось аргументом для Министерства культуры, дать вам деньги на этот фильм?

— Я очень долго пыталась убедить всех, что этот фильм действительно нужно снять. Меня услышали.

— Как вы относитесь к тому, что вас называют ученицей Киры Муратовой?

— Я не думаю, что она меня таковой считает, я на самом деле проходила у нее практику во время съемок фильма «Второстепенные люди». Муратова меня очень сильно поддерживает, и я ей очень-очень за это благодарна. Я с ней советовалась по вопросу выбора актеров. Именно она мне посоветовала взять в фильм Марину Витальевну Полицеймако.

— А Нину Русланову?

— Я хотела ее в фильм изначально и очень рада, что сценарий ей понравился — она сразу дала согласие. В результате сложился потрясающий актерский дуэт. Это очень яркие и талантливые актрисы. Работать мне с ними очень легко, в удовольствие. Мы друг друга понимаем. К актрисам у меня очень большое доверие, я стараюсь дать им полную свободу.

— Вы много репетируете с актерами?

— Пытаюсь репетировать тщательно. С Ниной Руслановой другая задача — ее нужно постоянно сдерживать, ибо она выкладывается в каждом дубле по полной.

— Какие задачи, снимая этот фильм, вы ставите перед собой? Фильм непростой и смотреть его будет, скорее всего, тяжело, хотя бы потому, что и в жизни непросто смотреть на жизнь пожилых людей…

— Это не совсем так. Я прочитала произведение очень легко и стараюсь эту легкость оставить в фильме. В нем есть много комедийных моментов. «У реки» — это драма, но драма с хеппи-эндом.

— Какую роль в вашем фильме играет река?

— Она — цель. Весь фильм — это, по сути, прогулка двух старушек к реке. Они доходят до реки, катаются на лодке. Мы снимали на двух реках — на Южном Буге в Виннице и на Гнилой Пяди в Бердичеве. Я сама выбирала натуру.

— У вас есть какие-то планы по поводу этого фильма. Предположим, представить его на международных фестивалях?

— Я планирую полностью закончить фильм в мае. Мне хотелось бы, чтобы его увидело как можно большее количество людей. У всех есть родители, они стареют, умирают — это жизнь. И мой фильм — это жизнь...

Оксана ГОНЧАРУК, специально для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать