Матрица номер Ноль
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040816/4145-8-1.jpg)
С врагами нынче туговато. Имеется в виду не на политическом либо социальном фронте (впрочем, война там никогда и не прекращалась), а в массовом кинематографе. И если для политики это скорее благая весть, то для режиссеров, делающих ставку на многомиллионные аудитории и соответствующие бюджеты, — смерти подобно.
Ведь, в самом деле, есть ли иной способ напичкать сюжет драками и погонями, а изображение — спецэффектами и трюками, кроме маленькой победоносной войны на экране? Но увы, могучий генератор фильмических конфликтов — мировой коммунизм — ушел в небытие, и никакому Джеймсу Бонду его не воскресить (в последнем фильме «бондианы», кстати, в качестве гнезда злодеев эксплуатировали худосочную Северную Корею). Фильмы про вампиров давно превратились в пародию на некогда славный жанр хоррора; террористов слишком много и в повседневной жизни. Остается только один, вечный, безотказный и коварный супостат — компьютер.
Странное дело, но нержавеющая тема бунта железяк против своих создателей активно разрабатывается уже не первую сотню лет, — и до сих пор не приелась. Более того, в последние годы, точнее, с наступлением нового века, восстание компьютеров вновь стало чрезвычайно модным, востребованным сюжетом. Достаточно лишь вспомнить успех трилогии «Матрица» или реанимацию «Терминатора» с губернатором Калифорнии в главной роли. Новый блокбастер «Я, робот» (режиссер — Алекс Ройаз) — все о том же.
Нов он, правда, относительно. Поскольку про бунт машин что- либо свежее придумать сложно, за сценарную основу авторы фильма взяли как раз довольно известный текст — роман классика научной фантастики Айзека Азимова, считающийся этапным для всей техно-футуристической литературы. Именно в этой книге, среди всего прочего, были сформулированы знаменитые три закона робототехники: робот не может причинить какой-либо вред человеку; робот обязан выполнять приказы человека, если это не противоречит первому правилу; робот может защищать себя, если это не противоречит первым двум правилам. С тех пор об этом немудреном каноне написаны сотни страниц, но впервые вокруг Правил выстроен целый фильм.
Вначале, как водится, закон мешает понять суть ситуации. Детектив-технофоб Спунер (Уилл Смит) расследует самоубийство знаменитого ученого, компьютерного гения, попутно страдая от психологической травмы, полученной в прошлом по причине неумелых действий робота-спасателя. Ситуация классическая: есть только один провидец, который чувствует надвигающуюся катастрофу, но его лишь поднимают на смех. В нерушимость первого правила верят безоговорочно, а все тревоги Спунера списывают на его личные предубеждения и чуть ли не безумие. И, как водится, Кассандра права, а троянцы — нет (в фильме есть замечательная фраза Спунера-Смита, которую запоминаешь моментально: «Словами «Я же говорил!» этого не передать!!»)
Впрочем, новейшие тенденции коснулись в полной мере старинного сюжета: политкорректность присутствует и здесь. Плохим роботам все-таки противостоят хорошие, вернее, один хороший — голубоглазый Санни (озвучен Алан Тьюдик; у всех остальных железяк, кстати, глазенки невыразительно соломенного цвета). Санни одушевлен, трогателен, переживает происходящее вполне по-человечески и, в целом, смотрится интереснее некоторых живых актеров.
Вообще, что касается изобразительных решений, то здесь компьютеры почти обставили людей: спецэффекты в «Я, робот» — на высшем уровне. Люди, в свою очередь, все очень эффектно сняли, а еще написали четкий, динамичный, без единого сюжетного «провисания» сценарий. События во второй части фильма разворачиваются с головокружительной скоростью, а финальная битва с роботами наверняка стала темой для оживленного обсуждения среди тинейджеров, в большинстве своем составляющих аудиторию «Робота».
Одним словом — вполне аппетитный продукт. На пару сезонов хватит.
Есть, правда, любопытный момент: по целому ряду ситуаций фильм Ройаза напоминает предысторию «Матрицы», изложенную в мультсериале Вачовски «Аниматрица». Предприимчивым братьям, если они соберутся снимать приквел, придется задействовать всю фантазию, чтобы доказать, что их роботы — при полном незнании Трех Правил — чем-то лучше.
Выпуск газеты №:
№145, (2004)Section
Тайм-аут