Меж Сциллой и Харибдой
Во Львове представили выставку «В поисках идентичности»Живописный проект, который демонстрируют во Дворце искусств, объединил художников из Киева, Львова, Тернополя, Одессы, Харькова и Гданьска, которые формальным способом развивают украинскую художественную традицию, тематически не привязываясь к национальной истории, этнографии, быту. Автор идеи проекта — кандидат искусствоведения, преподаватель Львовской академии искусств и художник Галина Новоженец, которая представила публике полотна Андрея Ментуха, Петра Гончара, Виктора Погорелова, Сергея Савченко, Романа Романишина и Дмитрия Стецко и сама как живописец приняла участие в показе.
«Идея подобной экспозиции вызрела у меня полтора года назад, — рассказала «Дню» Галина Новоженец. — Как современный художник и преподаватель живописи посещаю большое количество выставок и утверждаю, что в Украине есть очень много высокопрофессиональных художников. Но в наше, украинское, искусство постепенно перемещается то, что, допустим, 20 лет назад было в Германии и Австрии, потом в Польше. И мы радуемся, что делаем большой шаг в искусстве. Но теряем ту свою национальную линию. Считаю, что для того, чтобы быть модерным, прогрессивным, современным, не обязательно идти по чьим-то следам. Нужно сказать свое слово! Я собрала авторов из разных городов Украины, и, кстати, даже собрать этих авторов было непросто, потому что не так много мастеров, которые бы ставили перед собой задачу проблемы развития украинской художественной традиции в живописи. Собственно, не на уровне темы, не на уровне этно, а чисто формального порядка. Мне бы очень хотелось, чтоб украинское искусство имело свое лицо и при этом было абсолютно модерным, интегрированным в европейское. Я, как преподаватель Академии искусств, конечно, не хочу видеть украинское искусство только на уровне «шароварщини», но все же хочется, чтоб на профессиональном уровне оно имело украинский код».
По словам Галины Новоженец, она хотела начать проект с показа в Киеве, но, к сожалению, ей это не удалось, потому что в столице «все слишком коммерциализировали». Несмотря на это, говорит, и в дальнейшем будет развивать саму идею — пригласит к участию в проекте других интересных художников, в частности 30-40-летних, и будет пытаться представить экспозицию не только во Львове — в других городах, чтобы привлечь общее внимание художников к этой теме, к направлению проекта.
На открытие выставки «В поисках идентичности» пришло много людей. Среди собравшихся — искусствоведы, историки искусства, художники, преподаватели Академии искусств, издатели, писатели и не только.
«Впечатление от выставки у меня чрезвычайно позитивные, потому что, на мой взгляд, они имеют одно очень большое преимущество — словно прошли меж Сциллой и Харибдой, — говорит профессор Львовской музыкальной академии Любовь Кияновская. — В представленных произведениях — свежие идеи, очень интересные концептуальные решения, также полотна имеют исключительно позитивную цветовую гамму. На мой взгляд, это прорыв в следующий стиль, который мы не будем называть постмодерном, и он будет иметь другую, творческую и строящую, идею. Мне кажется, что и в музыке сейчас происходят аналогичные процессы. Прежде всего, это то, что делает наш гениальный Мирослав Скорик. Также — Виктор Каминский, Александр Козаренко, Богданна Фроляк, Юрий Ланюк, Остап Мануляк. Они, собственно, тоже идут таким путем, а не чистым (тупым) авангардом, ищут того сочетания прошлого с вызовами современности. Поэтому у них есть и мелодия, и мелодичная идея. Если бы мне предложили сделать музыкальное оформление к экспозиции, я бы предложила «Гобойный концерт» Скорика, также — кантату Каминского «Чигрин, Чигрин», а еще — камерную кантату «Пьеро мертвопетляет» Козаренко, премьеру которой исполнил незабываемый Василий Слипак».
«Художественный проект «В поисках идентичности» реализуется во Львове после большого показа «Шоу обещаний» с принципиально другой культуротворческой программой, где современный художественный процесс раскрывался, как некий рынок идей относительно разных, часто абсурдных, общественных запросов, — отмечает профессор искусствоведения Роман Яцив. — В то же время в программе Галины Новоженец, куратора этой выставки семи украинских авторов, заложен фундаментальный концепт идентичности как важного фактора, нацеленного творческого поиска смыслов в современных художественных формах. При таком виденье природы творчества эстетическая составляющая мотивируется духовными и этическими факторами как неотъемлемыми конструктами авторского мировоззрения. Это хорошо чувствуется на творчестве каждого из участников художественного проекта, при всех отличиях их взглядов на формально образный язык, на методологию живописи. Поэтому искусство Гончара, Ментуха, Новоженец, Погорелова, Романишина, Савченко и Стецько как бы перехватывает важные траектории этногенетической информации, тех синкретических посылов, которые и формируют интегралы традиции, — духовно— мировоззренческой, этической, сакральной. Через соответствующую коллекцию экспонируемых произведений зритель будет иметь возможность задуматься над теми усложненными трансформациями мышления, которые присущи известным фигурам современного национального украинского искусств».
Оценить фундаментальный концепт идентичности в проекте Галины Новоженец, представленном во львовском Дворце искусств, можно до 6 августа.
Выпуск газеты №:
№125-126, (2017)Section
Тайм-аут