Милые химеры
В пространстве Orthodox год начали с выставки молодых иллюстраторов![](/sites/default/files/main/articles/25012018/12kartina1.jpg)
«Графика, в частности иллюстрация, не может быть зажата в рамки традиционной академической школы, так как всегда идет за техническими новациями», — убежден сокуратор клуба иллюстраторов Pictoric Олег ГРИЩЕНКО. Он преподает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры и организовал выставку ее студентов, которые занимаются графикой. Сейчас этот проект, который называется «Двенадцать», можно увидеть в киевском пространстве Orthodox.
«12 новых художников-иллюстраторов, словно 12 месяцев, — продолжает Олег. — Поскольку я преподаю в академии, знаком со многими молодыми иллюстраторами, которые еще учатся, но чье мастерство уже на высоком профессиональном уровне. Они спокойно могут представлять свои работы на разных выставках».
Каждый автор представил по одной работе. Они очень разные по сюжетам, стилю, техникам, потому можно сразу увидеть разные направления развития украинской иллюстрации, которая в последние годы получает много комплиментов от знатоков и общественности.
Зимний пейзаж Ольги Музыченко, кажется, нарисован акварелью, но в действительности сделан на компьютере. Рядом — знаменитые «Киевские торты», иллюстрация Ольги Гордиенко, словно со страниц модного путеводителя по столице. На другой работе — врач, пугающий своим видом, «Лечец» Николая Степанова. Эту иллюстрацию два года назад представляли в другом групповом проекте об украинских словах, вышедших из потребления.
На рисунке Саши Авербах обнаженный человек отвернулся от нас и всматривается в красное пространство, в котором разбросаны белые «островки» с синими узорами. Они похожи на обломки посуды, как и сам человек, который, к тому же, подпер рукой спину — словно ручка кофейника. «Сначала эта работа задумывалась как эскиз или гобелена, или ковра, или чего-то более монументального. Но пока она осталась эскизом и в принципе работает как самостоятельная работа, иллюстрация без определенного контекста, — рассказывает Саша. — У меня есть еще несколько таких работ, например, с парой, похожей на Адама и Еву, но в не совсем классической интерпретации. Они там в неопределенном пространстве, желтые элементы на фоне работают и как цветы, и как звезды, и как просто абстракции. Создаю такие эскизы, потому что есть идея сделать в будущем выставку с текстилем».
Вообще студенты НАИИА часто принимают участие в разных выставках. Вот недавно в галерее Nebo открылась еще одна с графикой молодых художников, которые учатся в академии, — «Спадкоємці». Саша отмечает, что хотя студенческие работы очень разные, прослеживаются особые черты украинской иллюстрации. «На мой взгляд, очень заметные вещи, которые происходят из более давних явлений. Многие используют тематику и вдохновляются украинскими мифами, сказками или культурой в целом. Плюс есть то, что перекликается с украинским наивом, художниками-примитивистами, бойчукистами, — объясняет художница. — Думаю, такая наследственность — это очень хорошо. Выстраиваются характерные черты именно украинской иллюстрации».
Олег Грищенко считает, что одна из причин, почему молодые украинские иллюстраторы делают вполне взрослые успехи, — это интернет. «Благодаря свободному доступу к информации молодежь видит, что делается в мире, может свободно просматривать портфолио лучших иллюстраторов, знать, что печатают на обложках The New York Times и The New Yorker, — комментирует Олег. — Как люди с амбициями, молодые иллюстраторы видят, в каком русле нужно развиваться. А мы как преподаватели должны их направлять, учить создавать продукт, который может быть успешным коммерчески и в то же время искусно сделанным, высокого художественного качества. Чтобы это не была просто иллюстрация, за которую платят деньги».
Посмотреть, на что способны молодые иллюстраторы, можно в пространстве Orthodox до 18 февраля.
Выпуск газеты №:
№12, (2018)Section
Тайм-аут