Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Миссия жизни Любы и Иренея Жук

02 ноября, 00:00
На торжественное открытие Международного конкурса молодых исполнителей памяти Владимира Горовица из Канады в Киев прилетел известный пианист Иреней Жук, который вошел в состав жюри. И он, и его сестра Люба в последние годы часто приезжают в Украину. А ровно год назад пианистам было присвоено почетное звание заслуженных артистов Украины. Для них это высокое признание.


ИСТОКИ

В 30-е годы семья галицких интеллигентов Жук — врача и учительницы музыки, скрипачки, певицы — эмигрировала сначала в Австрию, потом в Канаду. Но духовная связь с Украиной никогда не прерывалась. В семье звучал украинский язык, песни, музыка. Неудивительно, что, как показало время, родители не отняли у Украины своих трех талантливых детей — наоборот, вернули их Родине. Уже весьма известными в мире людьми. Радослав — архитектор, Люба и Иреней — пианисты. У старшего Радослава тоже были все задатки стать музыкантом (кстати, некоторые его музыкальные произведения звучат в репертуаре Любы и Иренея). Но свои «симфонии и струнные квартеты» архитектор- авангардист стал воплощать в «церкви-пейзажи» — так называют в Канаде и в США оригинальные культовые сооружения, построенные по проектам Радослава Жука. А скоро, по-видимому, такие церкви появятся и в Западной Украине.

ИХ УНИВЕРСИТЕТЫ

У Любы все началось с неожиданности. В то время, когда она еще ходила в музыкальную школу, в Монреале со своим легендарным хором «Думка» (который еще в 30-х годах на конкурсе в Париже получил Золотую медаль) работал знаменитый Нестор Городовенко. Так получилось, что его аккомпаниатор вышла замуж и уехала из города. Середина театрального сезона, а «Думка» остается без концертмейстера.

— Тогда маэстро, — рассказывает Люба, — обратился к моему отцу. «Доктор, я слышал, что ваша дочка играет на рояли, не могла бы она нам аккомпанировать?». Отец спросил: «Сможешь?» Я еще никогда не аккомпанировала, партитуры не читала, но была такая азартная и отважная. Говорю: «Да!» Начали работать, подружились. Я стала играть на концертах — между хоровыми номерами выступала как солистка. Исполняла современные украинские фортепианные произведения. Это не совсем нравится широкому обществу, потому что современные — это все же такие новаторские, они имеют другой гармоничный состав, другую форму, другое звучание.

Потом Люба пришла в Квебекскую консерваторию ученицей к Любке Колесе — пианистке первой величины в мире в предвоенные времена. А впоследствии к ней присоединился и брат, который также имел опыт сотрудничества с Нестором Городовенко.

— Все, без исключения, студенты Любки Колесы, — вспоминает Иреней, — очень ярко играли и всегда убедительно побеждали. Она обладала большим даром вызывать в своих учениках музыкальный дух и передавать секреты техники. По-видимому, благодаря тому, что у меня была такая чудесная учительница по исполнительскому мастерству, я дважды выигрывал конкурсы и получал право выступать с Монреальским большим симфоническим оркестром. Сколько мне лет тогда было? Где-то, лет 13–15.

Сегодня Люба Жук — профессор музыкального факультета университета МакГилл и Украинского свободного университета в Монреале. Иреней — профессор и директор музыкального отдела университета Квинс в Кингстоне, Онтарио. Брата и сестру часто приглашают проводить мастер- классы. Как исследователи украинской музыки в диаспоре, они читают публичные лекции по украинскому музыковедению и истории украинской музыки. Приглашают их членами экзаменационных комиссий и членами жюри международных конкурсов.

До 1977 года сестра и брат поодиночке выступали с сольными концертами с известными камерными и симфоническими оркестрами, пока не создали фортепианный дуэт. После их весьма успешного первого турне канадское Министерство иностранных дел субсидировало их концертную поездку в государства Восточной и Западной Европы. Потом были — Англия и Шотландия, Северная Америка, Япония, Дальний Восток. Игра дуэта часто звучит на канадском, австрийском и польском радио. Си-Би-Си Интернешнл включило в монументальное издание граммофонных пластинок «Антология канадской музыки» произведения Гилли Виленна и Юрия Фиалы в исполнении Любы и Иренея Жук.

УКРАИНА В ИХ ЖИЗНИ

Не только в Канаде, но и во многих других странах мира, Люба и Иреней пропагандируют украинскую фортепианную и камерную музыку. В репертуар пианистов входят произведения Барвинского, Бортнянского, Вериковского, Косенко, Кос-Анатольского, Лысенко, Людкевича, Ляшенко, Ревуцкого, Фиала, Фоменко, Скорика, Дычко...

«Новая эра» в творческой жизни Любы и Иренея началась с провозглашения независимости Украины.

— Союз композиторов организовал для нас гастроли по Украине, — рассказывает Иреней. — На первых выступлениях мы играли произведения, написанные в Канаде авторами украинского происхождения. Это было очень интересно вашим композиторам, которые впоследствии начали писать произведения специально для нашего исполнения. И их мы исполняем в Канаде. Недавно на «Киев Музик Фести» мы впервые в Киеве озвучили «Триптих» Леси Дычко и «Три танца» Мирослава Скорика. К сожалению, до многих произведений современных украинских композиторов еще «не доходят руки».

— А какие вообще ваши впечатления от этого фестиваля?

— Думаю, он очень важен потому, что у широкой публики и, главное, профессионалов появляется возможность услышать, что делается в музыкальной жизни других стран мира. Например, вся наша с Любой программа состояла из произведений, которые исполнялись в Киеве впервые. Это — фуга «С» Моцарта, «Интродукция и рондо в характере бурлеска» Бриттена, «Фантазия № 11» Брухта и другие малоизвестные произведения мировых классиков.

— Что для вас Украина?

— Называть себя украинцем, — говорит Люба, — это не значит петь украинские песни, носить вышитые сорочки, танцевать гопак или лепить вареники. Да, все это — часть нашей общей культуры. Но вся народная культура уже в определенной мере — музейная. Она близка нашему сердцу, ее нужно уважать. Однако украинская культура никогда не сосредоточивалась исключительно на фольклоре. Она выходила за границы Украины, развивалась рядом с западноевропейской и взаимообогащалась под влиянием других культур. Поэтому сегодня главным направлением должна быть культура современная. Очень поддерживает современное искусство правительство Франции. В Японии и Китае выделяются большие суммы из госбюджета на то, чтобы не только поддерживать, но и выносить национальную культуру за границы своей страны. Украине также нужно заботиться, чтобы развитые страны смотрели на нее как на равноправного партнера. Наших талантливых писателей, композиторов, художников нужно открывать миру.

— То, что вы и делаете с Иренеем?

— Да, мы видим свое задание в том, чтобы людей различных национальностей, различных политических и религиозных взглядов знакомить с украинской культурой, показывать, что есть украинская музыка, что в Украине есть великие композиторы, создающие великие произведения. Вообще, музыка может быть визитной карточкой Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать