Мистерия ХХ века

VI. ВОСТОЧНАЯ МИСТЕРИЯ
Чуть ли не наиболее последовательные и самые совершенные образцы тоталитарной мистерии дал в ХХ веке восточный театр — театр Ким Ир Сена и Мао Цзе Дуна, который опирался не только на тоталитарные идеи новых времен, но и на традицию восточной деспотии.
Так, в Китае, где театр во времена коммунистического строительства стал одним из средств осуществления партийного руководства, возник метод «установления образцов». Это осуществлялось путем устраивания с 1952 года комиссаром культуры фестивалей с показом представлений, которые получили одобрительную оценку руководства. Первый такой фестиваль был разножанровый и содействовал формированию поддержанного партией жанра «переосмысленной исторической драмы», второй — охватил только «разговорную драму», которая воплощала тему революционной борьбы против империализма, за строительство новой социалистической жизни в городах и селах.
С тех пор в репертуаре театров появились произведения с такими названиями: «Брат и сестра поднимают целину», «Лентяй ворует куриные яйца», «Кормление кур», «Крестьян наделяют землей», «Золовка и невестка несут подарки Народно-освободительной армии», «Отряд самообороны поймал бандитов» и даже «Снижение арендной оплаты»
Фестиваль 1964 года носил название «Фестиваль Пекинской Оперы на современные темы», о котором в докладе «О революции в Пекинский Опере» говорила жена Мао Цзе Дуна, в прошлом второстепенная киноактриса Цзян Цзин. Она же прославилась и как переписыватель классических произведений, которые и показала в жанре «образцовых драм» — «Красный фонарь» и другие. Вследствие установления образцов на китайской сцене осталось только несколько образцов «образцовой драмы», которая пропагандировала катехизис «товарища Мао»:
— Разговаривай вежливо;
— Честно рассчитывайся за купленное;
— Взял в долг вещь — возврати;
— Испортил вещь — возмести убытки;
— Не дерись, не ругайся;
— Не порть посевов;
— Не допускай вольностей с женщинами;
— Не проявляй жестокости к пленным.
Вскоре одной из пьес «Разжалование Хай Жуя» У Ханя было даже посвящено критическое постановление ЦК партии и выступление самого «товарища Мао».
Однако последовательнее всего тоталитарные идеи были проведены в статье «Против либерализма» «товарища Мао», написанной еще 7 сентября 1937 года. Пропагандируя борьбу с либерализмом, Мао четко очертил круг явлений, против которых всегда направлен тоталитаризм. Либерализм, — писал Мао, — сказывается в различных формах:
— Знать, что человек что-то совершает неверно, но только потому что он знакомый, однокашник, задушевный друг, любимый, давний сотрудник или подчиненный, не спорить с ним, а позволять действовать и далее в том же духе, только бы сберечь мир и дружбу;
— Позволять себе безответственную критику за спиной, вместо того, чтобы вносить предложения перед организацией...
— Не выполнять указаний и свое личное мнение ставить превыше всего.
— Не бороться против неверных взглядов.
— Слышать неверные мысли, но не спорить с ними; даже о контрреволюционных разговорах не докладывать...
В Корейской Народно-Демократической Республике (Северная Корея) главным театральным жанром стала революционная опера, содержанием которой стала борьба против японцев в колониальный период, «чудесные события» из жизни мифологизованного еще при жизни Великого Чучхе Ким Ир Сена, президента Кореи.
Возможным такой театр возник только благодаря едва ли не наиболее мощному в мире полицейско-пропагандистскому аппарату, который и стал залогом выдающихся достижений корейского искусства. Основные требования корейской пропаганды, которые не менялись почти половину столетия, предусматривали прежде всего воспевание величия Ким Ир Сена и членов его семьи (еще в детстве Ким Ир Сен стал Великим Вождем корейского народа, который обязан ему своим счастьем; как поют в песне: «Кто дал нам счастье сегодняшнего дня? Его дала нам партия, его дал Вождь. Путем, указанным Великим Вождем, Маршалом Ким Ир Сеном, Мы будем идти, отдавая свои жизни!»; при этом обязательно употребляется официальная титулатура Ким Ир Сена — Великий Вождь нашей партии и народа, Маршал могущественной республики, Солнце нации, Железный всепобеждающий полководец, Выдающийся руководитель международного коммунистического и революционного движения, Герой, который впервые появился в пятитысячелетней истории нашей страны» (с конца 1970 лет его титуловали еще и «отцом» народа);
Корейская пропаганда опиралась не только на громкие лозунги, а прежде всего на систему легендарных сюжетов о том, как:
— Ким Ир Сен остановился, чтобы подвезти в своем личном лимузине встреченную им старушку;
— Ким Ир Сен лично руководит лечением раненного во время аварии на заводе молодого рабочего;
— Ким Ир Сен лично интересуется бытом ветеранов-инвалидов.
— Ким Ир Сен, дважды едя через родное село, даже не остановился в нем, поскольку был очень озабочен государственными делами.
В подавляющем большинстве все эти байки — только перелицовки конфуцианских историй или корейских мифов о деянии героев и богов.
Все связанное с Ким Ир Сеном и его сыном Ким Чжон Иром было в Корее объектом религиозного почитания. Прежде всего это касается биографии Ким Ир Сена (с конца 1980-х гг. и Ким Чжон Ира), которая стала не только самой главной дисциплиной в детском саду и школе, но и целой научной отраслью.
С 1970 лет обязательными также стали значки с изображением Ким Ир Сена и его портреты — около входа во все учреждения и на предприятия, во всех кабинетах, аудиториях и даже в частных жилищах. В то же время запрещены любые другие изображения на стенах, с которых улыбается «отец» (его портрет каждое утро чистится специальной щеткой). Распространены были и так называемые «сачжоккван» — «музеи революционных заслуг Великого Вождя», которые создаются во всех городах, на больших фабриках и заводах.
Полностью органично в таком интеллектуальном пространстве и возникла корейская мистерия.
(Начало см. в "Дне" от 4.01. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№20, (2001)Section
Тайм-аут