Перейти к основному содержанию

Модный фестиваль в центре Европы

14 декабря, 00:00

Как известно, общество, так же, как и природа, не терпит вакуума: чуть больше года прошло со дня ухода с украинского горизонта (по сугубо экономическим причинам) конкурса «Смирнофф», как появился его аналог, но, что очень приятно, отечественный. Причем вовсе не в столице. В старинном западно-украинском городе Мукачево вот уже во второй раз состоялся конкурс молодых дизайнеров-студентов украинских вузов, готовящих конструкторов и модельеров. Кворум был полным — в Закарпатье приехали представители Киевского, Хмельницкого, Львовского и Ивано-Франковского институтов. Естественно, в конкурсе приняли участие и хозяева: самый молодой в Украине вуз, готовящий конструкторов для легкой промышленности, — Мукачевский технологический институт.

Здесь нужно отметить, что некоторая неопытность хозяев в проведении мероприятий такого уровня дала двойные результаты: с одной стороны, конкурс был неформальным, очень непосредственным, и итоги его действительно определяло жюри, а с другой стороны, был допущен ряд формальных проколов, главный из которых — само название конкурса. В силу стечения множества обстоятельств мероприятие называлось «Сезоны моды в Мукачево», при этом оно не имело и не имеет никакого отношения к известным киевским «Сезонам моды». Бесспорно, этим новоявленные организаторы навредили и себе, и «Сезонам», но уже в следующий раз конкурс будет носить другое название.

Что же касается самого конкурса, то он был очень показательным для состояния неокрепших умов молодого поколения украинских дизайнеров. Как ни странно, нашу молодежь совершенно не волновали европейские постмодернистские штучки или космополитический минимализм. Напротив — главной ее заботой было сделать «свою», украинскую моду, и на пресс-конференции юные модельеры с волнением спрашивали мэтров — членов жюри (главой жюри была приглашена Виктория Гресь, а членом жюри Анна Бабенко), исповедуют ли они европейскую моду, или идут «своим путем».

Но вопросы эти были больше для проформы, потому что молодые, как оказалось, лично для себя уже все решили. Именно второй путь избрало для себя большинство участников фестиваля. В трех номинациях — прет-а-порте, «Рождение кутюрье» и «Искусство» — было много глубоко национальных мотивов. Возможно, сказалось то, что этот предмет проходят в вузах — как мы поняли, в учебной программе народному костюму уделяется достаточно места. Тема это вообще проходила сквозь всю программу фестиваля, и даже на «круглом столе», состоявшемся на следующий день, была презентация книги львовского искусствоведа Галины Стельмащук «Украинский стрій».

Однако за исключением этой общей черты все номинации разнились. Самой благополучной выглядела прет-а-порте (именно в ней была вручена единственная первая премия). Здесь тон задавали хозяева, представившие и серебряно-космическую тему (Н.Кушнирчук, Л.Гоменко «В полете»), и цветную трикотажную (Н.Тоба «Не ощущая»), и, разумеется, национальную, но очень умеренную, если можно так сказать, адаптированную (О.Морозова, Н.Бучок «Серые ландшафты»). И хотя победа досталась представителям Хмельника (О.Сидорук «Незримый крик души»), потенциал самого молодого украинского вуза был налицо (N.B. Конкурс был действительно молодежный, вплоть до милой традиции давать названия коллекциям — и не только названия, но и «описания», причем часто в стихотворной форме). Существование номинации «Рождение кутюрье» и вовсе показалось части жюри, в том числе его главе, известному украинскому дизайнеру Виктории Гресь, довольно спорным. Ну в самом деле, о каком настоящем haute couture, даже, так сказать, в зародыше, может идти речь в студенческих работах? Да и потом, такое название номинации студентами почему- то было расценено как отсутствие всякой ответственности перед потенциальными покупателями: они вдохновенно «творили» «высокую моду», совершенно не задумываясь о том, понравится ли она кому-нибудь, кроме них, и захочет (и сможет) ли кто-нибудь это носить. Вернуться на землю и повернуться лицом к заказчикам на послеконкурсной пресс-конференции их убеждали члены жюри Анна Бабенко и Виктория Гресь, слишком хорошо знающие, что такое реальная работа дизайнера. В этой номинации лучшей была признана коллекция львовянки Ю.Жук «Космическая феерия» со специально заказанными и прекрасно выполненными аксессуарами.

Ну а номинация «Искусство» (адекватная «авангарду»), по-моему, в наше время вообще не должна существовать. Просто необходимо расширить рамки прет-а- порте (под определение «носить можно все, что можно носить»), а если тесны даже они — то это уже арт-мода.

И действительно, в этой номинации были коллекции, которые смотрелись как крепкое прет-а- порте — «Время за горизонтом» Е.Седоуховой и Н.Велигурской и «Из глубин» О.Очеретного — они- то и были признаны лучшими.

Гран-при в этом году так и не нашло своего хозяина — уж очень строгим оказалось жюри. Однако это лишь подзадорило студентов, которые пообещали, что уж на следующий год главный приз точно обретет своего хозяина.

Возвращаясь к проблеме центра Европы, за время пребывания в волшебной красоты городке Мукачево я узнала и поняла следующее. Вообще, центров у Европы несколько — ведь она не круглая и не квадратная, так что местонахождение центра зависит от того, как мерить, а потому может быть оспорено. Бесспорно одно: если люди, как мукачевские организаторы конкурса, стремятся жить по-европейски и действительно прикладывают к этому усилия, то они будут жить в центре Европы, а вернее, центр ее будет там, где живут они.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать