Перейти к основному содержанию

Момент истины Константина Степанкова

Сегодня известному украинскому актеру исполняется 75 лет
03 июня, 00:00

Степанков — это целая эпоха украинского кинематографа. Не каждый актер может похвастаться такой фильмографией: «Каменный крест», «Комиссары», «Вавилон ХХ», «Захар Беркут», «Дума о Ковпаке», «Высокий перевал», «Легенда о княгине Ольге», «Как закалялась сталь», «Дорогой ценой», «Ловушка» и др. Немало картин было на социальную и историческую тематику. Не все работы можно назвать однозначными, но то, что сыграны они всегда блестяще, — это не отнять. Актер — прекрасный педагог, среди его учеников Аверченко, Роговцева, Матковский и др.

— Коллег, желающих прийти в Дом кинематографистов выступить, рассказать о совместных работах с Костем Петровичем в кино, театре очень много. И мне их внимание очень приятно, — сказала Ада Роговцева, прима театральных подмостков, супруга именинника. — Нынче у нас горячие деньки. Массу организационных вопросов нужно решить. Есть сценарий, но я уверена, что придется импровизировать и по ходу вечера. Как правило, до последней минуты не знаешь, будут ли все, заявленные в программе. Кость Петрович заслужил услышать поздравления не только от родных и близких, но и от тех людей, с которыми он создавал картины, участвовал в театральных постановках, от своих учеников. Вечер даст возможность встретиться с теми, кого он давно не видел. И, я уверена, программа будет интересной зрителям, знающим Константина Петровича только по его работам в кино. Хотя сегодня украинский кинематограф переживает свои не самые лучшие дни: мало картин снимается, многие актеры не востребованы. Надеюсь, что в скором будущем студия им. А. Довженко, на которой созданы лучшие фильмы с участием Степанкова, вновь заработает на полную мощь. А пока нельзя забывать тех, кто своим искусством прославил нашу страну. Как жена, я настояла на проведении юбилейного вечера. Хотя Кость Петрович очень сопротивлялся.

Он человек неуемный, мудрый, мощный и, конечно, его талант и дарование в полной мере не израсходовано. В последние годы у Костя Петровича не было больших работ в кино. Но то, что он сделал ранее, а это более ста ролей, — очень много.

В программу вечера мы включим отрывки из его картин. Хочу, чтобы было поменьше официоза, кто-то станцует, а кто-то споет, стихи почитает. Дочь Катя готовит сюрприз, и я надеюсь, что юбиляру он понравится. Да, годы идут, у мужа есть проблемы со здоровьем, но не все так плохо в нашей сегодняшней жизни.

Семейная пара Степанков-Роговцева скоро отметит «золотую» свадьбу. Их роман — педагог и студентка — находился под пристальным вниманием «общественности». По словам Константина Петровича, знакомство произошло 17 августа 1958 года. В ту пору Степанков работал на курсе Петра Трофимовича Сергиенко в Киевском театральном институте. Шел экзамен по литературе, и преподаватель попросил его подменить. Отвечала Ада бойко, и ее не смутил его дополнительный вопрос о принципах соцреализма, а на экзаменах по мастерству ярко блеснула талантом. Затем началась ее учеба, и постепенно к ним пришла любовь. Кстати, за роман со студенткой Константина Петровича «прорабатывали». Старшие товарищи советовали порвать, а когда Степанков не прислушался к мудрым словам, то наказали — не приняли в партию. Актер смеется: «Называли аморальщиком, а я нашел любовь на всю жизнь».

Когда Константина Петровича просят описать женский идеал, то он говорит: «Добрая, лиричная, мягкая, прекрасная мать. Женщина с открытой душой. Откровенная, одухотворенная и обязательно умеющая печь замечательные пироги…»

Роговцева — Степанков — две творческие, очень известные и популярные личности — оказались крепкой семейной парой. Их союз вызывает восхищение. Хотя не все радужно и безоблачно было на их пути. Но все трудности, выпавшие на их долю, актеры переносят очень стойко, идя рука об руку. По словам Ады Николаевны, главный секрет их семейного счастья — дети (сын Константин кинорежиссер, Екатерина — актриса. — ). «Если есть дети, то семья должна быть сохранена, — продолжает актриса. — Это понимали и Кость Петрович, и я. Мы не совершили никакого подвига. Не выясняли, кто из нас лидер. Я ученица Степанкова, и так и осталась ею до сих пор. По разным вопросам всегда советуюсь с ним. Муж — судья в последней инстанции. Ведь он старше, мудрее. К его словам стоит прислушаться. Хотя главой семьи являюсь я.»

Очень жаль, что их сценические судьбы не совпали. Они никогда не выступали вместе в театре. У них лишь две совместные киноработы. Снялись в картине «Море» Леонида Осыки (в нем у Константина Петровича главная роль, а у Ады Николаевны эпизод) и в телефильме «Заключенный второй авеню» — сыграли пару. «Актерская профессия очень зависима от того, видит ли тебя в том или ином образе режиссер или нет. Нас вместе не приглашали. А потом, мы со Степанковым очень разные. Кость Петрович много снимался в кино, а я больше играла в театре, — говорит актриса. — Муж для меня — самый строгий критик. Он всегда делает анализ моих ролей, указывает, на что стоит обратить внимание, что удалось, а что нет.»

Однажды Константина Петровича спросили: «От чего зависит успех актера в роли?», и он ответил:

— На 50% — от режиссера и оператора, на 25 — от разных служб: осветителя, бутафора, даже музыки. Остальное от того, какой у тебя партнер. На съемках бывают удивительные мгновения, некий момент истины. Мне очень важно видеть глаза партнера — тогда легко играть. Раньше на Киностудии им. А. Довженко вывешивали графики занятости по категориям. У меня показатели были выше 100%. Я свои работы разделяю на те, которые мне не стыдно смотреть, и остальные. К первым отношу роль Ковпака из «Думы о Ковпаке», Лобачова («Комиссары»), Михаила из «Каменного креста». Иногда эпизод запоминается больше, чем главная роль…

Сегодня трудно поверить, что Степанков мог стать, например… агрономом или садоводом, а вовсе не актером. После войны он поступил в Уманский сельскохозяйственный институт (факультет плодово-ягодной технологии). Прекрасно учился, занимался самодеятельностью, организовал драмкружок. Как вспоминает Константин Петрович, разворот на 180 градусов произошел в 1948 году. В Умань на гастроли приехал Театр им. И. Франко. На встрече с актерами, а это был цвет украинских подмостков: Бучма, Ужвий, Добровольский, Яковченко, Милютенко, студенты показали капустник. Из всех Амвросий Максимилианович Бучма выделил темпераментного парня — Костю Степанкова, предложив заниматься на его курсе. Относился к нему по-отечески, всячески опекая, видимо, сразу распознал будущий талант.

Знаковым в судьбе актер считает встречу с великим Сергеем Параджановым:

— Я снимался в его «Украинской рапсодии» — самой первой, еще дипломной, и в одной из последних лент — «Ашик-Кериб». Это был неординарный человек, мастер. Режиссер мыслил каждым кадром. Делал потрясающие коллажи. Сергей Иосифович воспринимал жизнь одновременно во всех ипостасях: пластике, архитектуре, живописи, скульптуре, фотографии, кино.

Я благодарен своей профессии за интересные встречи с замечательными людьми. Не только кинематографистами: Иваном Мыколайчуком, Леонидом Осыкой, Романом Балаяном, братьями Юрием, Вадимом и Михаилом Ильенками, Романом Сергиенко, Леонидом Быковым, но и писателями, поэтами: Линой Костенко, Иваном Дзюбой, Дмитром Павлычко, Иваном Драчем.

С актером Лесем Сердюком юбиляра связывает многолетняя дружба. Они были партнерами во многих картинах.

— Наше знакомство произошло в 1966 году, — вспоминает Лесь Александрович. — Я переехал в Киев из Риги, только вступил в труппу Театра русской драмы. Никого практически не знал. Единственная знакомая — Светлана Коркошко. Она в те годы работала в Театре им. И. Франко. Зашел в театр с ней встретиться. Вместе со Светой вышли ее коллеги. Среди них был Степанков. Мы познакомились. Я обратил внимание, что этот невысокий мужчина имеет очень добрые глаза. Обсуждали какой-то спектакль. Костя предложил присоседиться к их компании. Зашли в небольшое кафе «Академбочка», которое находилось рядом с театром и там любили опрокинуть рюмочку все франковцы. Постепенно разговор перешел на общие темы. Глядя на Степанкова, почему-то подумал, что у него добрая душа, но человек он сильный, с крепким жизненным стержнем, и на его плечо можно опереться в трудную минуту. Долгое время наши пути редко пересекались. Но я чувствовал, что в трудную минуту Костя в беде не оставит. И оказался прав. Я бы назвал его укреплением, окопом, очень верным другом. Когда меня с треском выгнали из театра и я был без работы, то попасть в штат Киностудии им. А. Довженко помог Степанков. Он осаждал просьбами Цвиркунова, а однажды сказал: «Если не примете Сердюка в штат, то я заплачу и стану перед вами на колени». И Василий Васильевич сдался — я стал довженковцем.

Потом мы стали часто сниматься вместе. Например, в «Думе о Ковпаке» Степанков играл главную роль, а я эпизодическую, но съемки велись долго и нам приходилось часто встречаться не только в кадре, но и вне работы. Наши товарищеские отношения постепенно переросли в дружеские. Особенно запомнились съемки в мыколайчуковском «Вавилоне ХХ». Именно там мы почувствовали, что одной группы крови: Гаврилюк, Степанков, Брондуков, Мыколайчук, став одной командой. После этого фильма меня приняли в творческую группу, собранную Параджановым, Ильенко, Осыкой. Интересно было работать с Костей в ильенковской «Легенде о княгине Ольге» и осыковском «Каменном кресте». Это были такие радостные дни в моей творческой судьбе! Потом мы со Степанковым снимались в десятках фильмов, и если я знал, что там будет Костя, — сразу соглашался работать.

Степанков — великий артист, потрясающий партнер. Подобного ему партнера тяжело найти. Только своим присутствием, порой одними глазами, он дает такой импульс, что даже самая сложная психологическая роль у тебя обязательно получится. Вы знаете, хороших актеров много, а иметь талант партнера дано не каждому. Это дорогого стоит: чувствовать партнера, который «не тянет одеяло на себя», а дает возможность проявить свои возможности. Он всегда собран в работе и нацелен на интересный результат.

Для телевидения я сделал телесериал диалогов «С теми, кого люблю». Одна из серий снималась на даче Кости и Ады и была посвящена их судьбам. Это был откровенный разговор о жизни, кино, театре, о тех проблемах, которые волнуют актеров сегодня. Казалось, мы столько лет знакомы, дружим, ну что нового я могу о них узнать? Когда сам стал смотреть запись, то был поражен, насколько они тонко чувствующие личности, сколько невзгод и ударов снесли, не сломались...

Редакция «Дня» поздравляет юбиляра с днем рождения. Дорогой Константин Петрович, желаем вам здоровья, радости, оптимизма, а всем нам — ваших новых ролей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать