Мудрость в вышиванке
Зачем в школе святой Софии каждый месяц переставляют мебельУроки здесь начинаются утренней молитвой. Среди учителей — духовные лица. Классы, вместо обычных «А», «Б», «В», «Г», имеют свои названия, например: класс «Зернятка», которые, прорастая, дают хорошие плоды, «Промінчики», которые несут свет мудрости, «Дзвіночки» волнуют сознание и т. д. Здесь свободная форма одежды, но на первое сентября, религиозные праздники и последний звонок ученики обязательно одевают вышиванки. А в учебный процесс включают актуальные в государстве события, рассказывают о выборах, Президенте, народных избранниках.
А создавалась школа так. Директор школы Оксана Кочерган, мать восьмерых детей, в начале 90-х работала заведующей детским садиком № 135. Когда ее дети начали подрастать, она задумалась над созданием детсада, где бы христианские ценности стояли на первом месте. Это ей удалось — дети в ее детском саду воспитывались в атмосфере христианских добродетелей, искренности, согласия и любви. Но после выпуска встал новый вопрос — в какой школе они могли бы продолжать обучение в том же направлении? Именно тогда и возникла идея создания совместно со священником Тарасом Гринчишиным школы св. Софии.«Было чрезвычайно трудно», — рассказывает Оксана Кочерган. — У нас не было средств, чтобы арендовать помещение, не было учителей и четко разработанной программы обучения. Неоценимую помощь предоставили нам сестры Святопокровского женского монастыря студийского устава УГКЦ, которые без арендной платы выделили большое помещение монастыря». Школа святой Софии была создана в 2001 г., на тот момент в Украине не существовало ни одной начальной школы такого образца, таким образом, во всем пани Оксана с отцом Тарасом были первопроходцами, всему учились методом проб и ошибок. Только в прошлом году директор школы св. Софии посетила в Польше одну из католических школ. Отличие в том, что там христианские учебные заведения финансируются государством, и в воспитательном процессе больше задействованы сестры-монахини. Программа во львовской школе направлена на личностный подход, перекликающийся с христианской этикой и моралью. Учителя обращают внимание на каждого ребенка. Даже если у ребенка что-то не получается, не критикуют, не ругают, а наоборот стараются в который раз объяснить, заинтересовать.
Здесь стараются развивать творческие задатки каждого ребенка. Ведь ученики развиваются и учатся, если фантазируют, рисуют, наблюдают, играются, ошибаются. Как говорят местные учителя, 10% информации мы получаем просто от прочитанного, а 90% — от работы в действии. То, что сегодня ребенок делает в группе, завтра сможет воспроизвести самостоятельно. На уроках музыки обязательной программой является изучение украинских песен, «колядок», «щедрівок», «гаївок», им рассказывают о национальной одежде, соблюдении украинских традиций. В этом году изучали сценарии вертепов — дети готовили их и показывали всей школе. Интересен тот факт, что ученики вместе с учителями ежемесячно делают перестановку мебели в классных комнатах. То есть ставят парты разными фигурами — то буквой «П», то буквой «Г», то полукругом. Это, по мнению преподавателей, помогает детям лучше усваивать информацию, и создает дополнительные условия для многочисленных развивающих игр.
Требования к преподавателям в школе очень высокие . Первое — это быть настоящим христианином не на словах, а на деле, показывать хороший пример для учеников школы. Второе — это желание работать по своим методикам, требующим больше усилий и подготовки. Сестры-«студитки» помогают учителям в проведении уроков и имеют необыкновенное влияние на духовное развитие детей. Они дают уроки «Катехизма», проводят утренние молитвы, готовят детей к первому причастию, учат разным христианским песням. «Мы ездим со школой в разные поездки, с паломничеством в Зарваницу , где мы молимся, поем, играем в игры, — говорит ученица Настя Кочерган. — В нашей школе хорошие учителя, они наши лучшие друзья, они интересно проводят уроки».
Благодаря хорошему сотрудничеству учителей и духовных наставников у детей низкий уровень тревожности, они более коммуникабельны, активны, независимы, не боятся отстаивать и высказывать свое мнение, чувствуют и ведут себя более раскованно, чем в обычных школах.
«Нравится, что все прочитанное и увиденное вокруг нас мы обязательно должны нарисовать и описать, а на разные праздники делаем аппликации и украшаем ими класс и школу, — говорит ученик Святослав Кит. — Очень нравится учиться в школе св. Софии. Она такая хорошая.»
Сегодня здесь насчитывается 280 учеников от 6 до 11 лет, всего 16 классов, но дирекция школы планирует создать также гимназию и вести детей вплоть до 11 класса. Директор соседней школы №19 Галина Бочарова согласилась помочь в предоставлении помещения и готова к сотрудничеству.
«В нашей школе учатся дети из семей среднего и выше среднего уровня достатка, — говорит Оксана Кочерган. — Обучение в нашей школе до недавнего времени стоило 250 гривен в месяц, но сейчас, в связи с общим поднятием цен, подорожает и обучение. Из этих денег выплачиваются налоги, коммунальные услуги, и начисляются зарплаты учителям, а в прошлом году еще смогли купить учебники для детей. Есть много хороших христианских семей, которые хотят, чтобы их дети учились в нашей школе, и не могут себе этого позволить. Для некоторых из них мы ищем стипендии»
«В переводе София обозначает любовь к мудрости, а иметь мудрость в жизни — это великий Божий дар, — говорит директор школы Оксана Кочерган. — Вера, Надежда, Любовь — это христианские добродетели, которые мы стараемся привить детям, а кто их имеет, тот является счастливым человеком.» Сегодня подобные учреждения открываются в других городах западной Украины. Например, в Ивано-Франковске уже существует школа Св. Василия Великого. А вскоре первая общеобразовательная школа с христианским направлением может появиться и в Киеве. Ее созданием занимается Украинская греко-католическая церковь во главе с кардиналом Любомиром Гузаром.
Выпуск газеты №:
№18, (2006)Section
Тайм-аут