Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мы много утрачиваем оттого, что боимся всерьез копнуть нашу историю

Журналист Юрий Луканов на ТИА «Вікна» завершает съемки документального фильма под рабочим названием «Разгадка Степана Бандеры». Герой его картины до сих пор вызывает резко полярные реакции: негативную у одних, и восторженную у других. Чтобы прояснит
24 октября, 00:00

— Я познакомился с некоторыми материалами по делу Богдана Сташинского, убийцы Бандеры. Потом написал статью, где показывал, насколько упрощенно осмысливались и фигура Сташинского, и личность самого Бандеры, которого называли просто бандитом. Он, конечно, организовывал убийства, но не так все это было примитивно, как изображают большевики.

И второе. Сейчас, напротив, есть тенденция подавать Бандеру этаким Дедом Морозом, романтизировать этот образ. Я считаю, что в нем надо разобраться без излишней патетики.

Этот период был настолько драматическим, что осмыслить его способен только Шекспир. Я только собираю документы. Мы очень много утрачиваем оттого, что боимся всерьез копнуть нашу собственную историю.

В конце 30-х годов Бандера организовал два известных убийства: одно — министра внутренних дел Польши Перацкого, и второе — ОУНовцы хотели убить советского консула во Львове, но по ошибке убили высокого чина НКВД. Было два громких судебных процесса, после которых имя Бандеры прогремело на весь мир, а в Западных областях Украины стало культовым среди тех, кто поддерживал идеи независимости Украины. Кроме того, ОУН организовала ряд терактов и ограблений. С позиций сегодняшнего дня это выглядит кроваво и ужасно, становится страшно от количества убийств, грабежей, числящихся за ОУН. Но с точки зрения того времени... Вся Европа 30-х годов была под властью тоталитарных режимов, которые действовали отнюдь не менее кроваво, и победить их можно было только кровью.

— Стоит ли любая идея такого количества крови?

— На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. ОУН в 30-х действовала в основном на территории Польши, и убийства были ответом на политику Польши по отношению к украинцам. Ответ ей был вполне адекватен для своего времени. Я не собираюсь кого-либо оправдывать. Я описываю то, что имело место в истории, и пытаюсь анализировать.

Я был в Мюнхене, где жил Бандера в последний период своей жизни и где его убили, снимал на пленку могилу, встречался с его соратниками, с его телохранителем Сушко. В тот день Степан Бандера буквально удрал от своей охраны, приехал домой, а между вторым и третьим этажами его ожидал Сташинский... Пистолет убийцы был заряжен ампулами с ядом, жертва вдыхала пары, и впечатление складывалось такое, что человека свалил сердечный приступ. Но в случае с Бандерой у него пошла кровь, и соратники настаивали, что имело место убийство. В Лондоне, в музее я снял для фильма костюм Бандеры, залитый кровью. За два года перед этим Сташинский так же убил одного из крупных деятелей ОУН Льва Ребета, и никто ничего не заподозрил.

Из Лондона я привез кинопленку с изображением живого Бандеры. Многие слышали об этой пленке, но никто не мог ее найти. Причем там есть эпизод, когда он идет вдвоем с Мельником — лидером противоположного ему крыла ОУН. Никто и не подозревал, что подобное могло быть. Есть у меня и настоящий паспорт Степана Бандеры, выданный, видимо, администрацией американской зоны оккупации на имя Степана Попеля — под этой фамилией он жил в последние годы..

— Как вы представляете себе эту ленту?

— Это должен быть солидный документальный фильм, своеобразный детектив. Тут в Киеве живет внук Степана Бандеры, — тоже Степан Андреевич Бандера, этот образ станет тем стержнем, на который мы будем нанизывать информацию про его деда.

Весьма интересна история самого убийцы, Сташинского. В свое время я написал о нем статью: «Убийца, умевший любить». Когда на него надавило НКВД, он предал всех, кого мог предать, родных, близких, он убил Ребета, убил Бандеру, но когда встал вопрос о том, что угрожали жизни его любимой женщины, он пошел и сдался американским властям. Ему не поверили, что он убил Бандеру, и он целый год был вынужден это доказывать. Наконец, он доказал, что он — убийца, его судили, дали восемь лет, через четыре года освободили, и он исчез. Ходили слухи, что во время конфликта ЮАР и Конго американцы использовали Сташинского в качестве советника.

Во всей этой истории столько невероятных переплетений, закулисной борьбы, крови, амбиций... Она еще ждет своего исследователя.

— Используете ли вы кадры из украинских киноархивов?

— Эти темы были сильно засекречены, и их не снимали, даже в НКВД. А вот хроникальные съемки 40—50-х годов использую для создания ощущения времени.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые воины УПА были в составе полицейского 118 батальона, который сжигал Хатынь?

— Когда в одной киевской газете была опубликована статья Ярослава Тинченко об этом, ко мне пришел один историк УПА и доказывал, что те вояки не представляли УПА. На той войне села сжигали и фашисты, и коммунисты, и полицаи, и партизаны. Только Ковпак сжег свыше 20 сел. Такая война была.

И моя задача в этом фильме — не давать оценок тому или иному поступку, той или иной личности с высоты нынешнего дня и при сегодняшней политической конъюнктуре. Я хочу иного: попытаться восстановить исторические факты, какими они были. Надо просто изучать свое прошлое, независимо от того, как сейчас мы к нему относимся. Это — было. И это — надо знать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать