Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Нарисовать Шевченко

Биеннале исторической живописи, которое каждые два года проходит на базе Союза художников, посвятили юбилею Кобзаря
22 января, 2014 - 09:50
ЖИЗНИ ИЛИ ТВОРЧЕСТВУ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО НА БИЕННАЛЕ ПОСВЯЩЕНЫ ОКОЛО ЧЕТВЕРТИ РАБОТ. ОНИ — РАЗНЫЕ ПО ЖАНРАМ И ГЛУБИНЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КОБЗАРЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В прошлую пятницу в выставочных залах киевского Центрального дома художника открылась шестая выставка исторической живописи «Україна від Трипілля до сьогодення». В этом году выставка посвящена 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко.

Выставка исторической живописи, куратором которой является художник, член НСХУ Александр Мельник, проводится каждые два года, начиная с 2004. Эта выставка имеет несколько необычную цель — визуализировать образы нашей истории и тем самым заполнять пробелы в украинской исторической живописи. «Нас могут упрекать, что эта идея несовременна для искусства, что Европа прошла этот этап в ХІХ, ХХ веках, — говорит ответственный секретарь биеннале, художник Олесь СОЛОВЕЙ. — Но Украина в то время была в составе Российской, а затем Советской империи. У нас были прекрасные художники, но время диктовало им темы и акценты. Поэтому и важно, чтобы сегодня художники вернулись к определенным историческим темам и создали зримые образы нашего прошлого».

Ежегодно участникам предлагается определенная актуальная тема (например, в 2012-м биеннале было посвящено 1160-летию первого летописного упоминания о Киевской Руси), но ею тематика работ не ограничивается, ведь часовой отрезок — от Триполья до современности — дает неограниченные возможности для переосмысления истории.

Вот и в этом году жизни или творчеству Тараса Шевченко посвящены, по словам Олеся Соловья, около четверти работ. Они — разные по жанрам, глубине осмысления личности Кобзаря. Немало есть иллюстративных картин на стихотворения поэта, и на казацкие мотивы. Впрочем, есть и интересные интерпретации. Удалось ли актуализировать Шевченко, открыть его с неожиданной стороны — на этот вопрос кураторы дают утвердительный ответ, но каждый зритель сделает собственные выводы.

«Казалось бы, столько поколений разрабатывало Шевченковскую тематику, а каждое для себя и для нас находит что-то новое», — делится впечатлениями Александр МЕЛЬНИК и отмечает работу харьковского художника Олега Омельченко «Тарасово пророчество». Сам пан Александр представил на выставке картину «Путь в вечность», которую закончил буквально за неделю до биеннале. Она изображает перезахоронение Шевченко в Каневе по древней традиции, согласно которой гроб с неженатым мужчиной несли девушки.

— Шевченко, безусловно, сложная личность. Во время работы над картиной «Тарасово пророчество» я пытался прочитать как можно больше материала о нем, — рассказывает участник выставки, преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств Олег ОМЕЛЬЧЕНКО. — У поэта есть несколько произведений по мотивам Библейских пророчеств. Один из них — о возрождении Украины. Я попробовал передать это произведение в аллегорической форме, нарисовав своеобразное древо жизни и окружив его Тарасовыми героями. Здесь и семья, и казачество и гайдаматчина — этот мужской аспект украинской души, сила, направленная на защиту национальной целостности, и женщина как символ красоты — то есть любовь и мужество, народная поэзия, питавшие творчество Шевченко. Если к работе над картиной у меня было более скептическое отношение к Кобзарю, то все больше углубляясь в его поэзию, я увлекался и его личностью. Конечно, не стоит делать из Шевченко кумира. Он был полностью земным человеком, но, в то же время, это действительно гений, пророк, один из столбов украинской нации... Все, так сказать, почувствовали ответственность момента, — говорит он, — ведь биеннале проходит на фоне юбилея и Майдана».

Относительно последнего, то просто невозможно не заметить, как много на представленных полотнах призывов к свободе... Но, к сожалению, это призывы персонажей из предыдущих исторических реальностей. «Сегодня появились реальный запрос и желание народа синхронизироваться с опытом Шевченко не потому, что у него юбилей, а потому, что мы оказались в очень близкой ему ситуации. В ситуации, когда вопросы о том, что такое украинское и что значит быть украинцем, являются решающими. Тем более, что отвечать на них нужно не только себе, но и мировому сообществу. И в этом контексте образы и сюжеты, представленные на выставке, оказались заложниками прошлого», — комментирует биеннале арт-критик Олег ЗАБАВА.

Шестое биеннале исторической живописи будет продолжаться до 2 февраля. Вход свободный.

Вікторія СКУБА
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments