Наша Родина просит помощи красноречия, потому что так много ее славных подвигов поминается глубокой молчанием.
Феофан Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, ученый

Нарисовать Шевченко

Биеннале исторической живописи, которое каждые два года проходит на базе Союза художников, посвятили юбилею Кобзаря
22 января, 2014 - 09:50
ЖИЗНИ ИЛИ ТВОРЧЕСТВУ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО НА БИЕННАЛЕ ПОСВЯЩЕНЫ ОКОЛО ЧЕТВЕРТИ РАБОТ. ОНИ — РАЗНЫЕ ПО ЖАНРАМ И ГЛУБИНЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КОБЗАРЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В прошлую пятницу в выставочных залах киевского Центрального дома художника открылась шестая выставка исторической живописи «Україна від Трипілля до сьогодення». В этом году выставка посвящена 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко.

Выставка исторической живописи, куратором которой является художник, член НСХУ Александр Мельник, проводится каждые два года, начиная с 2004. Эта выставка имеет несколько необычную цель — визуализировать образы нашей истории и тем самым заполнять пробелы в украинской исторической живописи. «Нас могут упрекать, что эта идея несовременна для искусства, что Европа прошла этот этап в ХІХ, ХХ веках, — говорит ответственный секретарь биеннале, художник Олесь СОЛОВЕЙ. — Но Украина в то время была в составе Российской, а затем Советской империи. У нас были прекрасные художники, но время диктовало им темы и акценты. Поэтому и важно, чтобы сегодня художники вернулись к определенным историческим темам и создали зримые образы нашего прошлого».

Ежегодно участникам предлагается определенная актуальная тема (например, в 2012-м биеннале было посвящено 1160-летию первого летописного упоминания о Киевской Руси), но ею тематика работ не ограничивается, ведь часовой отрезок — от Триполья до современности — дает неограниченные возможности для переосмысления истории.

Вот и в этом году жизни или творчеству Тараса Шевченко посвящены, по словам Олеся Соловья, около четверти работ. Они — разные по жанрам, глубине осмысления личности Кобзаря. Немало есть иллюстративных картин на стихотворения поэта, и на казацкие мотивы. Впрочем, есть и интересные интерпретации. Удалось ли актуализировать Шевченко, открыть его с неожиданной стороны — на этот вопрос кураторы дают утвердительный ответ, но каждый зритель сделает собственные выводы.

«Казалось бы, столько поколений разрабатывало Шевченковскую тематику, а каждое для себя и для нас находит что-то новое», — делится впечатлениями Александр МЕЛЬНИК и отмечает работу харьковского художника Олега Омельченко «Тарасово пророчество». Сам пан Александр представил на выставке картину «Путь в вечность», которую закончил буквально за неделю до биеннале. Она изображает перезахоронение Шевченко в Каневе по древней традиции, согласно которой гроб с неженатым мужчиной несли девушки.

— Шевченко, безусловно, сложная личность. Во время работы над картиной «Тарасово пророчество» я пытался прочитать как можно больше материала о нем, — рассказывает участник выставки, преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств Олег ОМЕЛЬЧЕНКО. — У поэта есть несколько произведений по мотивам Библейских пророчеств. Один из них — о возрождении Украины. Я попробовал передать это произведение в аллегорической форме, нарисовав своеобразное древо жизни и окружив его Тарасовыми героями. Здесь и семья, и казачество и гайдаматчина — этот мужской аспект украинской души, сила, направленная на защиту национальной целостности, и женщина как символ красоты — то есть любовь и мужество, народная поэзия, питавшие творчество Шевченко. Если к работе над картиной у меня было более скептическое отношение к Кобзарю, то все больше углубляясь в его поэзию, я увлекался и его личностью. Конечно, не стоит делать из Шевченко кумира. Он был полностью земным человеком, но, в то же время, это действительно гений, пророк, один из столбов украинской нации... Все, так сказать, почувствовали ответственность момента, — говорит он, — ведь биеннале проходит на фоне юбилея и Майдана».

Относительно последнего, то просто невозможно не заметить, как много на представленных полотнах призывов к свободе... Но, к сожалению, это призывы персонажей из предыдущих исторических реальностей. «Сегодня появились реальный запрос и желание народа синхронизироваться с опытом Шевченко не потому, что у него юбилей, а потому, что мы оказались в очень близкой ему ситуации. В ситуации, когда вопросы о том, что такое украинское и что значит быть украинцем, являются решающими. Тем более, что отвечать на них нужно не только себе, но и мировому сообществу. И в этом контексте образы и сюжеты, представленные на выставке, оказались заложниками прошлого», — комментирует биеннале арт-критик Олег ЗАБАВА.

Шестое биеннале исторической живописи будет продолжаться до 2 февраля. Вход свободный.

Вікторія СКУБА
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ