Перейти к основному содержанию

Недопетая партия Григория Грицюка

20 июля, 00:00

Сегодня исполнилось бы 45 лет со дня рождения народного артиста Украины Григория Грицюка. Он ушел из жизни 22 января сего года. И только благодаря усилиям генерального директора Национальной оперы Петра Яковлевича Чуприны Григорий Грицюк был похоронен на Байковом кладбище, где покоятся самые выдающиеся деятели отечественной культуры.

С самого раннего детства жизнь Григория Грицюка была связана с музыкой. Он родился в семье народного артиста Украины Владлена Грицюка, много времени проводил в театре. Это была эпоха, когда на сцене блистали Юрий Гуляев, Владимир Тимохин, Андрей Кикоть. Многие солисты по-дружески относились к Григорию, видели в нем будущего коллегу. Затем он поступил в музыкальную школу- десятилетку для особо одаренных детей, занимался по классу фортепиано. Когда при поступлении в школу его попросили что- нибудь пропеть, он исполнил песню «Бухенвальдский набат», да так, что приемная комиссия не смогла удержаться от слез. Уже тогда было ясно, что профессией Григория будет пение. Затем было выступление в партии Ангела в «Волшебной флейте» под управлением корифея украинского дирижерского искусства Вениамина Тольбы. Кроме того, еще мальчиком Григорий принимал участие в правительственных концертах, зачастую выступая вместе с оперными солистами. Вероятно, гены тут сыграли не последнюю роль — не только отец Григория, но и его дед по материнской линии Митрофан Широков был оперным певцом.

Первыми крупными партиями, исполненными на киевской сцене, были Валентин в «Фаусте» Гуно и Микола в «Наталке- Полтавке» Лысенко. Мечталось о партии Онегина, но ее так и не суждено было исполнить на сцене.

В 1984 году в Ереване проходил Всесоюзный конкурс имени Глинки, традиционно проводившийся в одной из столиц СССР. На нем Григорий Грицюк получил первую премию. Ему тогда присудили также специальную премию за исполнение романсов Бородина, так как уже в первом туре Грицюк покорил публику исполнением «Для берегов отчизны дальней». С этого момента началась успешная конкурсная эпопея Григория Грицюка. Уже через год он стал лауреатом Международного конкурса в Рио-де-Жанейро. А 1986 год принес главную победу — первую премию на VIII Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Кстати, с тех пор ни один украинский певец так и не стал лауреатом этого сложнейшего конкурса… Ирина Архипова, Зара Долуханова, Павел Лисициан и другие члены жюри восхищались выступлением молодого украинского певца. Тогда же последовало приглашение в Большой театр. Но Григорий еще был полон веры в то, что его место — в родном Киеве. Вскоре после конкурса Григорий дебютировал в Киеве в партии князя Игоря. Его вокальное дарование удачно дополнялось блестящей сценической фактурой — статный, высокий, он выглядел настоящим князем. В первом спектакле «Князь Игорь» партнером Григория был его отец Владлен Грицюк, исполнявший партию Кончака.

Но в течение последнего десятилетия имя Грицюка не появлялось на афишах Национальной оперы. Тому было немало причин. Уволившись из нашего театра, где ему не удавалось в полной мере реализовать себя как оперному певцу, Грицюк становится солистом Дома органной и камерной музыки. Поначалу его все же приглашали петь в спектаклях киевской Оперы, но в период директорства Анатолия Мокренко не поступило ни одного предложения спеть на родной сцене. Поэтому дальнейшие свершения певца в оперном жанре были связаны с Парижем, Миланом, Ниццой, Флоренцией, Болоньей… Неоднократно приглашал его в свои спектакли великий русский дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев. Он исполнил партии Рангони в «Борисе Годунове», Алеко, Томского в «Пиковой даме». Плодотворным было творческое содружество Грицюка с американским дирижером корейского происхождения, тогдашним художественным руководителем и главным дирижером Оперы Бастилии в Париже Мунг Вун Чунгом. В частности с ним во Флоренции был спет Федор Поярок в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, оратория Прокофьева «Иван Грозный». Грицюк также принимал участие в знаменитом ежегодном музыкальном фестивале в Туре (Франция).

Сейчас выпущена кассета с ариями и романсами в исполнении певца. Готовится к выпуску компакт-диск. Видеозаписей осталось до обидного мало. Хотя творческая жизнь Григория Грицюка продолжалась два десятилетия, его уход был слишком ранним. Ему не суждено было прожить до конца тот «золотой век» певца, когда творческое рвение уравновешивается зрелостью и мастерством, а артистическое имя и исполнительские достижения приносят заслуженные лавры… Он принадлежал к числу творцов, которым присуща особая высота духа, позволяющая музыканту чувствовать себя одинаково органично и на престижнейших оперных сценах Европы, и на концерте где-нибудь в глубинке России. Это особенное свойство — сознавать собственный дар свыше и не поступаться ничем, дабы не допустить вторжения суетного, не изменить призванию и кодексу артистической чести.

В последние годы много сил Григорий Грицюк отдавал также и концертной деятельности. Не было такой программы, в которую он не включил бы украинские песни, романсы или арии. Слушая запись его концерта в Хельсинки, можно почувствовать с какой теплотой даже «холодная» финская публика откликается на украинские песни. К сожалению, родная Украина недостаточно оценила Григория Грицюка. Сейчас, когда певца уже нет с нами, надо бы издать книгу воспоминаний о нем, сделать доступными его записи и пусть хоть с опозданием, но воздать должное артисту, которым по праву могла бы гордиться любая страна.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать