Перейти к основному содержанию

Неожиданный ракурс знаменитостей

В Национальном художественном музее проходит фотовернисаж «Персоны из коллекции Дмитрия Андриевского»
26 июня, 19:46

На ней представлены 10 работ классиков мирового фотоискусства — Хельмута Ньютона, Робера Дешарна, Мена Рея, Пауля Хорста, Робера Дуано, Брассаи (Дюлы Халаса), Берта Стерна. В качестве не менее знаменитых моделей: Мерилин Монро, Пабло Пикассо и Франсуаза Жило, Сальвадор Дали и Гала, Коко Шанель, Анри Матисс, Марсель Дюшан…

С тех пор как Дмитрий Андриевский со своим другом и партнером Игорем Вороновым подарил Украине самую громкую выставку картин Пиросмани, его имя часто упоминается в СМИ. Андриевского узнали не только в качестве депутата Киевсовета, а благодаря его меценатской деятельности. В частности, он помог в установке памятника Шота Руставели. Дмитрий финансово помогает Национальному университету кино и телевидения им. Карпенко-Карого и поместью писателя Николая Гоголя в Полтавской области; возглавляемый Андриевским концерн «Київпiдземшляхбуд» уже во второй раз поддерживает киевское «Фотобиеннале».

После прошлогоднего «Фотобиеннале», по признанию Андриевского, он увлекся фотографией. С тех пор не пропустил ни одного аукциона, где продавались интересные фотоработы. За довольно короткий срок он собрал уникальную коллекцию фотографий, приобретенных на известнейших мировых аукционах. Все работы выставлены на обозрение публики впервые. И это тоже отличительная черта и определенная сенсационность этой выставки. Как правило, в Украине не принято выставлять свои частные коллекции на всеобщее обозрение. Почему? Это тема отдельной дискуссионной и аналитической статьи. До сих пор были случаи демонстрации лишь некоторых работ в сборных выставках. Чего не скажешь о Европе. Там уже давным-давно бизнесмены и олигархи, политические деятели и просто публичные люди «рассекретили» свои коллекции...

Подборка оригиналов уникальных фотографий, представленных на этой выставке, удивит самых требовательных и искушенных любителей этого вида искусства. Организаторы сумели подобрать и «выстроить» работы так, чтобы они не спорили между собой за первенство, а дополняли друг друга. И хотя гении тяжело переносят соседство с себе подобными, в проекте «Персоны...» они ужились. Так, шикарная Мерлин Монро (работы Берта Стерна) кокетливо демонстрирует нам очертания своего роскошного тела сквозь черно-белый и цветной платки. Рядом с кинодивой Анри Матисс на фото Брассаи сосредоточено выводить на бумаге плавные линии тела своей натурщицы, возлежащей на кушетке в позе Данаи. Их эротический настрой не отвлекает Сальвадора Дали и Галу от создания сюрреалистических образов. В коллекции Андриевского целая серия работ Роббера Дешарна из сборника «Мир Сальвадора Дали»: «Сексапильный спектр», «Дали и Гала крестят «Кружевницу» Вермеера в Креасе» и «Дали в скафандре».

За каждой из них — своя история. Например, о фотоснимке «Дали и Гала крестят Кружевницу...» (Дешарн сделал его в 1954 или 1955 году во время работы над фильмом «Чудесная история о Кружевнице и носороге») художник раздумывает в «Дневнике одного гения»: «Желая хотя бы немного разрядить атмосферу и возвратить ошеломленную от моих головокружительных заоблачных высот публику на грешную землю, я пустил по рядам фотографию, где мы с Галой купаемся в Кабо-Кроеус в обществе портрета Кружевницы».

А появление фото «Дали в скафандре» связано чуть ли не с несчастным случаем в жизни художника. В 1936 году на международной выставке сюрреалистов в Лондоне Сальвадор Дали решил прочитать лекцию «О погружении в глубины подсознательного». Но он боялся и стыдился выступать на публике. Кто-то из друзей посоветовал ему вообразить себе, что он стоит перед публикой в водолазном костюме. Сальвадор решил одеть его. Когда Дали начал говорить, его никто не услышал. Вскоре он начал дергаться и размахивать руками. Оказалось, что художник просто задыхается. Дали спас механик. Со временем Сальвадор не раз использовал водолазные костюмы, чтобы показать, как глубоко он погружается в собственное подсознание. Судя по всему, Робер Дешарн сделал этот снимок на одном из таких выступлений Дали, во время рассказа о погружении в глубины подсознания. Ныне этот скафандр украшает главный вход к театру-музею Сальвадора Дали в Фигераси. И, хотя в этой коллекции не хватает последнего снимка Дали, сделанного в 1986 году всемирно-известным немецким фотографом Хельмутом Ньютоном, — зато есть не менее известная работа этого гениального фотохудожника — «Дженни Капитан». Об этой фотографии интересно сказал писатель Борис Парамонов: «Человек у Ньютона жив и хорош тогда, когда он искалечен. Отсюда его серия людей — женщин преимущественно — в гипсе, в повязках, на костылях, в хирургичных корсетах, шейных фиксаторах (натолкнул его на эту идею австрийский режиссер и актер Ерик фон Штройгейм, который сыграл коменданта концлагеря в фильме Ренуара «Великая иллюзия»). Любимая моя фотография Ньютона — «Дженни Капитан в пансионе Дориан». Работу датировано 1977 годом, тем не менее, понятно, что это стилизация. Сама же Дженни — худощавая, аскетического вида девушка, никаких ассоциаций буржуазно-бордельного плана не вызывает. При этом Дженни обнажена. Месидж композиции — невинные двадцатые годы. Человек жив настолько, насколько он ранен и покалечен, — вот что хочет сказать Хельмут Ньютон. «Ужасные люди, которые сияют наглой красотой. Но хромые придут первыми. Выживут — калеки».

Знаменитая фотография Робера Дуано Пабло Пикассо и его возлюбленной Франсуазы Жило за год до расставания, — также часть этой коллекции. Она сделана в 1952 году, тогда Дуано снимал портреты выдающихся деятелей культуры Франции для американского журнала «Life». У Жило был мягкий характер. Ее женственность, обворожительность очень растрогали Дуано и он решил вынести ее портрет на первый план. Снимок имеет характер случайного, из-за позы и взгляда Жило. Она немного отчуждена, не видит Пикассо, а он будто фон-декорация подчеркивает ее красоту. Фотограф посадил Пикассо в позу задумчивого султана на далекой кушетке. Не факт, что Дуано знал о сложности во взаимоотношениях этой пары. Но в фотографии прочитывается легкая усталость Франсуазы и «менотаврская» пасмурность живописца. В следующем году они разведутся... «Если я живу с юной, это помогает мне оставаться юным», — любил повторять Пикассо. Его очередная подруга Франсуаза Жило была младше него на 40 лет. И стала единственной женщиной, которая покинула его сама…

Оказывается, самое любимое фото коллекционера Андриевского — стильная Коко Шанель, а одними из самых сенсационных он называет два снимка с Мерилин Монро: «Они еще и очень ценны, потому что сделаны за год до ее смерти. Тогда, когда она практически не фотографировалась».

Напомним, выставку «Персоны...» можно увидеть до 15 июля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать