Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нежданный праздник

Третий «Гогольфест» обещает стать главным культурным событием последних лет в Украине
14 сентября, 18:39

Важную роль в успехе «Гогольфеста» сыграло то, что в «Мистецькому Арсеналі», где все проходит, в этом году открыли новые помещения. Без преувеличений, потенциал здания на улице Мазепы просто колоссальный. Высокие потолки и окна дают прекрасную возможность организовать любую выставку. Акустика очень хороша для концертов академической музыки. 200-летние интерьеры сами по себе являются идеальной средой для любых спектаклей. Объем помещений позволяет разместить практически неограниченное количество зрителей, устроить фантастическое действо. Организаторы эти возможности использовали по максимуму, обустроив театральную, малую театральную, концертную, литературную сцены, видеозал, клуб-кафе; а больше всего места отдали художникам. Все более-менее активные столичные галереи здесь представлены, и перечислять их проекты нет смысла: стены заняты фотографиями, картинами, видеопроекциями, посреди залов установлены десятки инсталляций; актуальное искусство, таким образом, оказалось чем-то наподобие декораций «Гогольфеста».

А открылся фестиваль, как и в прошлом году, перформенсом Санкт-петербургского инженерного театра «АХЕ». На этот раз арт-инженеры Павел Семченко и Максим Исаев не привезли один из своих спектаклей, а создали представление прямо на месте, задействовав для этого киевских артистов, в частности, фолк-группу «ДахаБраха».

Начали во дворе, закрашивая красным головы одетых в белое статистов. Потом действо переместилось внутрь «Мистецького Арсеналу», на совершенно разные конструкции — узкие подмостки на подпорках со столом на них и на трехэтажные леса, в каждой из ячеек которых исполнители занимались монотонными ремеслами — читали вслух, рисовали, мыли посуду, писали, обжигали свиные головы. Основное действо, как положено, — ведь спектакль назывался «День рождения» — разворачивалось у стола.

«АХЕ» использовали привычные для них элементы: сыпучие сухие вещества, воду, краску, огонь. Сюжет, также традиционно для Инженерного театра, был построен на столкновении мужского и женского. «Хозяином» был красно-белый парень, которого Максим и Павел, немного похожие в своей одежде на старинных чудаков-ученых, ввели в действие с помощью различных ритуальных манипуляций. Потом по веревочному мостику в гости начали приходить такие же красноголовые девушки, каждая из которых бралась за дело: одна бросала тарелки на пол, вторая с триумфальным видом вырывала листы из огромного фолианта, третья пела; странные жесты делали и «хозяин», и оба главных «АХЕйца», и все перемещались при этом вокруг стола, по нему и даже под ним. Движение, подчиненное электронно-барабанному ритму, производило впечатление то ли безумного танца, то ли управляемого хаоса: гремели тамтамы, пылало пламя, лилась вода, во все стороны летели опасные осколки от разбитых тарелок и бутылок. Авангардная феерия закончилась триумфально: прибитый гвоздями к столу «именинник» выбрался из своей одежды и уселся на поставленный торчком стол, вылетели пробки из десятка бутылок, на зрителей хлынули струи шампанского. Открытие удалось, более того, некоторым образом определило тональность всего «Гогольфеста».

Ведь в разных программах совмещены зрелищная эффектность с одной стороны и элитарное, иногда герметическое искусство — с другой. Например, хорошо составлен весь музыкальный блок: от рока (о чем мы расскажем в отдельном материале) до концертов академической музыки — в последнем есть организаторская заслуга киевского композитора Виктории Полевой. Французский ансамбль «Accroche Note» исполнил опусы до сих пор неизвестного у нас Жоржа Апергиса — ироничную, формально совершенную музыку. Безусловно, значимым событием стал концерт ансамбля новой музыки «Кластер» под управлением Ивана Небесного. Эта формация, одна из наиболее интересных в современной академической музыке, уже много лет не появлялась на сцене — и тем более ценно было выступление в «Арсенале» в классическом «кластерном» составе, с блестящей вокалисткой Светланой Глебой. Сильное впечатление произвел единственный на фестивале концерт симфонической музыки (Национальный академический симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко) — исполненные там произведения Виктории Полевой и Святослава Лунева явили собой в высоком смысле слова трагическое искусство.

Выступление польской группы «Карбидо» включено в театральную программу, хотя на самом деле это был концерт, правда, необычный: все четыре музыканта сидели за столом, используя именно его как инструмент. Сам стол был целым набором инструментов, вмонтированных в него, — на оборудование ушло два месяца. «Карбидовцы», безусловно, являются талантливыми лицедеями, но еще более захватывающим было то, как и что они играли на своем «столике» (собственно, это название спектакля). Такую виртуозность, такое богатство звука и ритма, такую полифонию стилей — от фанка до фри-джаза — могли создать лишь настоящие виртуозы. Безусловно, польский квартет (кстати, в Украине они не новички, — выпустили с Юрием Андруховичем альбом «Самогон») стал настоящими звездами первых дней «Гогольфеста».

Фестиваль уже в первые дни достиг такого уровня насыщенности, что вместить все интересное в одну статью при всем желании невозможно. «Гогольфест» действительно стал живым средоточием культурной жизни столицы, и «День» обязательно будет и в дальнейшем информировать читателей о ходе событий. Однако в конце стоит вспомнить главное достижение организаторов: несравненную, по-настоящему праздничную атмосферу. Дух радостной игры, всеобщего карнавала господствует в «Арсенале», где зрители создают собственный многоликий спектакль. Это в совокупности с качественной программой позволяет говорить о третьем «Гогольфесте» как о наиболее заметном творческом событии не только этого сезона, но и нескольких последних лет в целом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать