Нина Матвиенко глазами Галины Забашты
В Музее народного декоративного искусства можно увидеть сценические костюмы известной певицы![](/sites/default/files/main/articles/03062014/12matvienko.jpg)
Художница-модельер Галина Забашта более тридцати лет создает фантастически красивые сценические костюмы для знаменитой украинской певицы Нины Матвиенко. Двенадцать из семнадцати костюмов, которые ныне экспонируются на выставке, останутся в фондах музея (это щедрый дар Н. Матвиенко и Г. Забашты, а также бесценная реликвия для поклонников и долгая память для потомков).
Выставка сценического концертного костюма — большая редкость, а вот театральный костюм зрителю показывают чаще. Идея созрела давно: за время многолетнего сотрудничества художницы и певицы было сшито немало замечательных костюмов. Работа кропотливая, ансамбль продумывался автором до мелочей: платье и украшения к нему, головной убор должны соответствовать репертуару и образу артиста. Задача художника, создающего не просто костюм, а сложный богато нюансированный образ для воплощения конкретной сценической задачи, сводится к тому, чтобы сделать «зримой» музыку и песню. Идею нужно уметь воплотить в материале, покрое, цвете, фактуре...
— Я познакомилась с Матвиенко в 1978 году на Всеукраинской художественной выставке, где была представлена моя дипломная работа, которая певице очень понравилась, — вспоминает Галина ЗАБАШТА. — С тех пор Нина — мой друг и постоянный заказчик. У нее очень тонкая натура, нам интересно вместе работать! Если бы не та встреча, я могла выбрать совсем другое направление своей деятельности, например, стать дизайнером-модельером и работать на индустрию моды... но мне интереснее живое общение и сотрудничество с артистами!
Выставка «Нина Матвиенко глазами Галины Забашты. Сценичный концертный костюм» состоит из четырех блоков, раскрывающих развитие творческого образа Нины Митрофановны. Сначала зритель знакомится с первыми костюмами, начиная со свадебного, созданного Галиной Забаштой в 1978 году. Интересно, как автор использует рисунок и фактуру ткани, чтобы декоративно обогатить костюм. Следующий блок вернисажа визуально рассказывает про основные этапы творческого вечера певицы «Золотой камень посеем мы» (1998 г.) — замечательного сценично-музыкального действа в честь юбилея Матвиенко.
Галина Забашта метафорически отобразила все эпохи: от палеолита до XXI века. Художница создала символы-архетипы, легко узнаваемые и интерпретируемые зрителями. В орнаменте платьев зашифрованы трипольская керамика и скифские украшения, архитектура барокко и золотые серафимы.
Галина создала костюмы-образы «Великой Богини», «Жрицы», «Храма», «Ангела» и «Души»... Чтобы собрать воедино всю историю и культуру, она с увлечением погрузилась в изучение древних курагов, средневековой архитектуры, старокиевской книжной миниатюры и мазепинского барокко.
— Это своего рода летопись песни, которая должна визуально раскрываться перед зрителем на протяжении всего концерта, — рассказывает Г. Забашта. — Над воплощением всех идей, которые мы задумали на юбилейный вечер Матвиенко, работал большой коллектив талантливых людей. Сценаристом и режиссером выступила София Майдановская, музыку написала Анна Гаврилец, сценографию ставил Игорь Билецкий, хореограф — Анико Рехвиашвили. Я как художник-модельер создала около 200 костюмов: для Нины Матвиенко, ансамбля «Сузiр’я Анiко» и всех артистов, кто участвовал в том концерте. Придумала образы, разработала все эскизы и до петли просчитала весь процесс создания костюма. Головные уборы (по моему эскизу) сделала замечательный художник-ювелир Марго Нирод.
Налюбовавшись на костюмы для концерта «Золотой камень посеем мы», зритель попадает в третий блок, посвященный украинскому барокко. Здесь можно увидеть и последний костюм «Венера» (2012 г.). А четвертый блок поражает яркостью и праздничным настроением: в основу моделей Галина взяла мотивы творчества Марии Примаченко. Это сказочные работы, теплые, душевные и вместе с тем модерновые.
Экспозиция открыта до 15 июня.
Выпуск газеты №:
№100, (2014)Section
Тайм-аут