Нужны «умные арлекины»
Киевский академический театр оперетты готовится отпраздновать свое 70-летиеО том, как именно будет проходить празднование, а также о жизни театра и планах на будущее рассказал художественный руководитель и директор Оперетты Богдан Дмитриевич СТРУТИНСКИЙ.
— Мы сейчас готовимся к празднованию юбилея и оглядываясь назад на уже пройденный путь, склоняем голову перед великим прошлым этого театра и вообще Троицкого народного дома. Ведь в этом помещении начинал свою работу первый украинский стационарный театр Николая Садовского. Здесь работали выдающиеся деятели украинского театра: Мария Заньковецкая, Лесь Курбас, Николай Садовский, Панас Саксаганский. По случаю юбилея в театре откроется фотоэкспозиция «Страницы из истории», а 25 февраля состоится праздничный концерт «70 лет — с любовью».
Ждем гостей из украинских театров и из зарубежья (Германии, Венгрии). В истории Киевской оперетты можно выделить несколько всплесков — прежде всего «великое прошлое» начала века, потом период, когда Борис Шарварко раскрутил театр так, что на спектакли было невозможно достать билет. К сожалению, позже оперетта долгое время находилась в большом упадке. Сейчас в нашем коллективе кардинально меняется жизнь. Мы в труппу взяли молодежь, открываем студию, в которой будут учить не только актерскому искусству, но и режиссуре, и технологии театра. Уже сделали шесть новых спектаклей.
В октябре прошлого года у нас была презентация Камерной сцены — премьера спектакля по Ж. Оффенбаху «Званый ужин с итальянцами». Это салонное направление постановки, являющееся довольно необычным для музыкального театра. Мы получили звание академического коллектива. Лучшим показателем изменений является то, что в театр возвращается зритель. А вся трупа хочет работать.
— В афише вашего театра сейчас преобладают произведения классиков жанра, не ощущаете ли вы потребности расширить эти рамки?
— Сохраняя название «Театр оперетты», поскольку теперь мы являемся единственным театром этого жанра в Украине, мы его позиционируем как театр широкого профиля: оперетта, мюзикл, музыкальный спектакль, музыкально-драматический спектакль, опера-буфф... Мне важно расширить рамки оперетты и чтобы в театр пришла молодежь. Поэтому мы специально открыли Камерную сцену. Именно там есть возможность самореализоваться молодым режиссерам, актерам.
Мы пытаемся расширить репертуарную афишу. Проводим тематические концерты, например: «По страницам оперетты», «Молодежь в опере», «Концерт звезд оперетты», «Вечер украинского романса». Планируем провести «Вечер классического романса».
Пока что у нас, к сожалению, не существует интересного национального бренда. То, что предлагают современные композиторы, не очень интересно. Это или попса, китч, или такая патетика, что от нее просто тошнит. Знаете, в ходе оранжевой революции мы в зале Оперетты принимали по 560 человек на ночь, все были вдохновлены, преисполнены веры в позитивные изменения. И это событие изменило людей. Сейчас я верю, что это событие изменит искусство. Изменит отношение к украинскому искусству. Оно должно стать модным.
— Некоторое время назад в Оперетте вызрела конфликтная ситуация в связи со снятием статуса государственного театра. Чем все закончилось?
— Дело в том, что кого-то, видно, интересовало здание Оперетты и театр пытались закрыть. Сейчас в Верховной Раде Украины принимается закон об охране памятников архитектуры и наше здание есть в том списке. Другое дело, что шла перерегистрация из государственных в коммунальные объекты, поскольку мы финансируемся городской госадминистрацией. Ныне Оперетта находится в коммунальной собственности, как практически все киевские театры. Но, как я уже упоминал, мы имеем статус академического театра, который служит определенной защитой для коллектива. Нас поддержал мэр Киева. И в доказательство того, что наш коллектив именно возрождается, может служить уже то, что у нас за прошлый год самые высокие финансовые показатели среди всех театров города Киева.
— В театрах часто практикуется наполнение залов за счет плановых походов школьников, особенно в дни каникул.
— Работать со школьником нужно, потому что это будущий театральный клиент. Просто нужно создать условия ненасильственного вмешательства в его свободу. Нужно создать такие условия, чтобы детей потянуло в театр. Это работа с методическими кабинетами, с завучами школ. Ведь человек платит свои деньги, поэтому в первую очередь он должен иметь право выбора. Мы много работаем со школами и я считаю, что это хорошо.
Когда я пришел в Оперетту, здесь не было вообще ни одного детского проекта. Сейчас их уже три. Последняя наша премьера удачная — это «Белоснежка и семеро гномов». Это интерактивный спектакль, который у детей вызывает большой восторг. Потом я хотел бы сделать тинейджерский проект, рабочее название которого «Семь рыцарских доблестей» — вариант некоего украинского Гарри Поттера. Я написал либретто с Еленой Голенко, музыку будет писать Владимир Домшинский.
Сейчас мы работаем над «My Fair Lady» Ф. Лоу. Это произведение входит в школьную программу. По пьесе Б. Шоу «Пигмалион» написан мюзикл. Этот спектакль не только для школьников, но и взрослых. Очень красивая музыка, которая нравится зрителям всех возрастов.
— Каким вы видите ваш театр и актеров Оперетты в будущем?
— Мне очень хочется, чтобы это был музыкально-драматический театр. Ведь Оперетта объединяет четыре больших коллектива — солистов, оркестр, балет и хор. Хочется создать ту исполнительскую системную школу, о которой мечтал Лесь Курбас, как он говорил: «Умный Арлекин». Я считаю, что именно через жанр музыкального театра, который сейчас очень популярен в Европе, мы должны прийти к этому синтетическому, синкретическому актеру.
Выпуск газеты №:
№22, (2005)Section
Тайм-аут