О Национальной опере. Только факты
Впервые в Украине выйдет уникальная энциклопедия — такого издания нет ни в одном постсоветском государстве!
Только в Европе что-то подобное было сделано в 1960-х годах о Национальном Хорватском театре в Загребе — на этой славной сцене начинали свою карьеру известные хорватские актеры и режиссеры, выступали с гастролями мировые звезды: Сара Бернар, Франц Лешар, Ричард Штраус, Жерар Филипп, Вивьен Ли, Лоуренс Оливье, Питер Брук и другие. Сейчас в Киеве готовится издание — «Энциклопедия: Национальная опера Украины им. Т. Шевченко», которое планируют выпустить к юбилеям — 110-летию здания и 150-летию театра. Об уникальности этого издания рассказал «Дню» составитель-координатор творческого проекта, начальник информационно-издательской службы театра Василий ТУРКЕВИЧ:
— История Национальной оперы Украины, по сравнению с другими ведущими театрами мира, относительно короткая. Постоянная оперная труппа была организована в Киеве только в 1867 г. и стала наряду с театрами Москвы и Петербурга одной из лучших в Российской империи. Однако артистические традиции наших предков достигают значительно более глубоких времен. В 70-х гг. XVIII века в Киеве давали музыкальные спектакли частные театры, среди которых были и крепостные, где наряду с талантливыми актерами-украинцами выступали первоклассные мастера из Европы. В 1780 г. здесь была организована и любительская труппа с оркестром. В 1805 г. (по другим данным, в 1803 г.) поднял занавес первый Киевский городской театр на 470 мест (архитектор Андрей Меленский), в котором шли драматические спектакли на русском и польском языках. Достаточно часто здесь ставили оперы и даже балеты. Выступали прославленные артисты Щепкин, Мочалов, Олдридж, Млотковская, Живокини. В 30—50-х гг. XIX века привычными становятся кратковременные гастроли итальянских оперных трупп, знакомивших киевлян с новейшим европейским репертуаром. Эпизодический показ оперных спектаклей, находивших все больше и больше поклонников, не удовлетворял интеллектуально-эстетические потребности большого города, особенно после того, как в 1834 г. был открыт Университет св. Владимира, что способствовало формированию в Киеве значительной прослойки научной и культурной интеллигенции, которая и подняла вопрос об открытии в городе оперного театра. Но в те времена власть относилась более чем прохладно к просьбам из провинции, считая, что оперно-балетное искусство — прерогатива исключительно императорских театров, которые действовали тогда в Петербурге и Москве. Окончательным толчком к основанию в Киеве постоянной музыкальной труппы послужил грандиозный успех двух сезонов итальянской оперы (1866—1867), которая, собственно, и положила начало постоянному и систематическому показу музыкальных спектаклей в городе над Днепром.
Итак, 8 ноября 1867 года стало праздником не только для киевлян, но и исторической датой для украинской культуры: оперой «Аскольдова могила» Алексея Верстовского дебютировала одна из наибольших оперных трупп. После премьеры один критик написал: «Можем поздравить себя и всю публику с явлением, до сих пор небывалым в Киеве, небывалым вообще в провинции, поэтому исключительным — с русской оперой! Итальянская опера уступает свое место...» С этого момента начался отсчет истории нашего театра, насыщенной разными событиями. Мы готовимся скоро отметить еще одну дату — 110-летие с тех пор, как в Киеве появилось замечательное творение архитектора Виктора Шретера — новое помещение Оперы... К этим событиям готовимся заранее: выпустим буклет-книжку о Национальной опере. Издание будет красиво проиллюстрировано и напечатано не только на украинском, но и английском, французском и немецком языках. Эту книгу будем использовать и во время проведения Евро-2112. Но главное наше задание — выпуск энциклопедии и двух томов книги выдающегося искусствоведа Юрия Станишевского «Национальная опера Украины» на английском языке (русский перевод уже вышел). Мы готовим его вместе с издательством «Музична Україна».
В настоящее время работаем над энциклопедией «Национальная опера Украины им. Т. Шевченко» (тираж шесть тыс. экземпляров) — это будет унифицированная история нашего театра. Здесь можно узнать обо всех людях, которые работали и сейчас работают в театре. От хористов, музыкантов оркестра, танцоров кордебалета, статистов до солистов и звезд оперной и балетной сцены. Это будет прекрасно иллюстрированное издание с фотографиями и рисунками. Немало будет опубликовано эксклюзивного материала, «распыленного» по газетам, журналам, мемуарам, которые печатались на протяжении многих лет. В новой книге можно будет прочитать о пожаре в нашем театре, случившемся 4 февраля 1896 г. В тот день после утреннего показа оперы «Евгений Онегин» молниеносно загорелось все вокруг, и за несколько часов от здания Городского театра остались лишь черные стены. В пламени погибла одна из лучших музыкальных библиотек, костюмы, декорации к спектаклям; о знаковых премьерах, например, «Рождественская ночь» Н. Лысенко (в 1874 г. эту оперу показали всего четыре раза, был безумный успех у публики, но из-за Валуевского циркуляра украинский репертуар был уничтожен тогдашней царской властью со сцены. Кстати, лишь в 1903 г. театр во второй раз обратился к этому шедевру Лысенко, а за дирижерским пультом выступил сам автор — Николай Витальевич). Также будет представлена информация об архитекторе, даже о строителях и владельце кирпичного завода, который поставлял материалы для строительства нового оперного театра. Не обойдем также вниманием малоизвестную страницу — работу коллектива во время оккупации фашистами в период Второй мировой войны. Тогда театр назывался Большая Киевская опера и с начала 1942 г. ставились спектакли (почти 20 опер). Расскажем о том, кто в них выступал, как жилось и работалось мастерам, как сложилась их дальнейшая судьба после возвращения советской власти, о репрессиях, а также о том, где кто оказался в эмиграции, влившись в европейскую и мировую культуру... Мы будем стараться создать масштабную картину рождения и жизни, расскажем о творческих достижениях и проблемах коллектива, личностях, оставивших след в долгой, но интересной истории Киевского театра оперы и балета. Возможно, не все читатели «Дня» знают, что в Киеве до сих пор живет Елена Сольская (ей уже 100 лет!), учениками которой были такие звезды балета, как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Она была главным балетмейстером-репетитором труппы Джорджа Баланчина... Энциклопедию готовим тоже вместе с издательством «Музична Україна». Войдут в книгу исследования, например, «Леся Украинка и оперно-балетное искусство» или «Иван Франко на оперной и балетной сцене»... Мы напишем обо всех либреттистах, композиторах, хореографах, дирижерах, режиссерах, сценографах, которые принимали участие в театральных постановках. Нам очень хочется, чтобы читатели вашей газеты, которые имеют какие-нибудь материалы или знают интересные факты о нашем театре, о мастерах, их родственниках, откликнулись, а мы, в свою очередь, систематизируем информацию и напечатаем ее в книге. На данный момент уже собранно почти 2,5 тысячи статей, до трех тысяч иллюстраций, схем, карт, афиш и фотографий. Уже приступили к редактированию текстов и макетированию материалов (объем 110 издательских листов — свыше 1000 крупноформатных страниц). Я занимаюсь координационной работой, у нас работает целая команда консультантов-искусствоведов. Подключились к сотрудничеству также специалисты Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Рыльского НАН Украины. Изданий такой энциклопедии сейчас нет ни у Большого, ни Мариинского театров (о них написано много разных монографий, справочников и книг, а энциклопедии нет). Мы станем первооткрывателями в этом важном, кропотливом и просветительском деле. Кстати, будут напечатаны не только все рецензии на спектакли, информация о постановщиках и исполнителях, но даже об авторах статей (в библиографию войдут и статьи «Дня» — газеты, которая большое внимание уделяет высокому классическому искусству, а также разместим сведения о журналистах, систематически писавших о театре и наших мастерах). Скоро будет создана редколлегия, потому что нам необходимо сделать энциклопедию квалифицированно и быстро. Мы планируем, что она выйдет в свет уже в этом году. Наша энциклопедия включена в государственную программу «Українська книжка», которую поддерживает Госрадиокомитет.
Выпуск газеты №:
№65, (2011)Section
Тайм-аут