Обернуться в... будущее
Театр абсурда появился на киевской сцене
В Театре им. И. Франко (малая сцена в фойе) для друзей и представителей СМИ был представлен моноспектакль «Последняя лента Крэппа». Премьера прошла неофициальная, т.к. франковцы еще не получили разрешения наследников писателя (С.Беккета) на постановку. В этот раз режиссер и сценограф Александр Билозуб вместе с актером Лесем Сердюком обратились к творчеству одного из ведущих драматургов и писателей ХХ, Нобелевского лауреата, ирландца Сэмюэла Беккета. Оригинальный перевод «Krapp’s Last Tape» с английского языка сделала молодая переводчица Татьяна Шлихар (как известно, Беккет сам переводил свои французские вещи на английский и наоборот, при этом с изобретательностью выкидывая целые куски или дописывая главы, поступая очень творчески, и фактически создавая новое произведение), а музыкальное решение спектакля предложил пианист Игорь Мамушев.
Единственное действующее лицо пьесы — престарелый Крэпп (Лесь Сердюк), проводит свои последние дни, слушая магнитофонные записи собственных монологов 15 —30-летней давности. В этой пьесе, своеобразном диалоге молодости и старости, звучит тема тщетности и суетности бытия. Кстати, в этом сочинении для театра использованы записи голосов (результат опыта работы Беккета на радио). Напомним, премьера «Последней ленты Крэппа» состоялась в Лондоне в 1958 г. Английский критик А. Альварес усмотрел в этом произведении «новое направление в творчестве Беккета, а главной темой здесь является не депрессия, а горе»...
Лесь Сердюк сумел предать в своем Крэппе — человеческое страдание, общаясь с тенью (записью своего голоса) — своим прошлым. Актер словно не играет, а живет на сцене, и это зрители искренне переживают: в 39 лет герой был молод, полон сил и надежд на счастье, но шли годы, постепенно удары судьбы, утраты, болезни (отца, матери), расставание с любимой, сильно потрепали Крэппа, и, оглядываясь назад, он понимает, что жизнь прожита, и ничего уже нельзя исправить... Сценография спектакля скупа — стол с двумя выдвижными ящиками, служащий домом-коробкой для героя, магнитофон с лентой, висящая лампа... Крэпп — стар, дряхл, неопрятен, одет, словно бомж. Он живет в своем мире, отгородившись от реальности столом, занавесив его потертым пальто...
Жанр абсурда — редкий гость на украинской сцене, и франковкой, в частности. Чаще постановщики берутся за пьесу — «В ожидании Годо», которая принесла Беккету мировую известность, а критики после премьеры назвали драматурга «основоположником нового эстетического направления — абсурдизма, его произведения превратили трагизм современного человека в его величие». Среди творческих удач можно вспомнить постановку 2006 г. Львовского театра им. Леся Курбаса «В ожидании Годо» (режиссер Алексей Кравчук) — тонкий психологический спектакль. А Театр им. И. Франко обращался к жанру абсурда в 1984 г. — спектакль «Бред вдвоем» по пьесе Эжена Ионеско, тогда его поставил режиссер В. Сечин (главные роли исполнили Богдан Ступка и Наталья Лотоцкая), и вот через 16 лет франковцы обратились к пьесе Беккета. И хотя «Последняя лента Крэппа» написана полвека назад, но когда смотришь моноспектакль, то понимаешь, что пьеса не устарела, писатель обладал даром предвидения, сумев тонко передать человеческую психологию, а его творчество служит образцом смелости и непреклонности в изображении самых темных и скорбных сторон человеческой жизни. Один из критиков так сказал о Сэмюэле Беккете: «Он сумел взглянуть в лицо Медузе Горгоне, но при этом сам не превратился в камень».
КОММЕНТАРИЙ
— Если это настоящая классика, то она актуальна всегда. То, что драматург говорил в 1958 году, полностью совпадает с нашими реалиями, — сказал «Дню» режиссер Александр БИЛОЗУБ. — Беккет затрагивает болезненные вопросы: как жить, какой смысл, как его не потерять, как найти — и так без конца. А еще: кто прав, а кто виноват? В репертуаре франковцев в 80-х годах ХХ века был поставлен спектакль «Бред вдвоем» по Эжену Ионеско (с потрясающими актерскими работами Богдана Ступки и Натальи Лотоцкой)... Пьеса «Последняя лента Креппа» актуальна в разные времена. Не нужно бояться классики! Кто сказал, что на украинской сцене должны ставиться только реалистические произведения? Для меня обращение к творчеству одного из основателей театра абсурда (каковыми считаются Ионеско и Беккет) стало очень интересным периодом жизни. «Последняя лента Креппа» — сложное произведение. Оно требует очень внимательного, даже по несколько раз не просто чтения, а вчитывания в пьесу, чтобы найти «ключик» к постановке. Я предложил Лесю Александровичу Сердюку сыграть это произведение, взяв на себя не только режиссуру, но и сценографию спектакля. Мы работали два с половиной месяца. Репетиции с таким прекрасным актером, как Сердюк, можно назвать школой мастерства. У него есть чему поучиться не только на сцене, но и в жизни. У нас спектакль получился не таким уж и пессимистическим и грустным. Мы немножко вытягиваем постановку до реалистичности. Для современного зрителя важно то, что все свои поступки, моральные качества человек сам формирует. Молодежь здесь тоже многое для себя найдет. Например, студенты, мечтающие стать актерами. Я считаю, что им нужно обязательно посмотреть, как нужно играть на сцене (это очень убедительно делает Лесь Сердюк). Наш моноспектакль — это размышления, и постановка требует от публики пропустить увиденное и услышанное через свое сердце. Кстати, выдающийся исполнитель беккетовских ролей Билли Вайтлоу как-то сказал: «Не нужно ничего понимать в Беккете, кроме того, что вы видите или чувствуете. Если вам довелось выйти из театра, ничего не почувствовав, вам не удастся понять». Именно в этом и состоит несравненная сила Беккета. Его творчество конструирует ощущение как что-то противоположное мысли, ощущение того, что значит думать как живое существо и быть им. То, что ему удалось воплотить это с теплом, глубинной грустью, многоречивой тишиной и треском, бормочущим юмором, является свидетельством его величия как писателя.
Выпуск газеты №:
№21, (1996)Section
Тайм-аут