Обезьяна и сущность
В Национальном художественном музее открылась выставка артефактов из резиденции Януковича «Кодекс Межгорья»Прекрасное — понятие очень условное. По-видимому, хозяин резиденции в Межгорье считал прекрасным то, что накапливал годами. Неизвестно, как там оказались некоторые произведения подлинного искусства — ваза руки Пикассо, полотна Поленова и Айвазовского, византийская икона XIV века, «Апостол» печати Ивана Федорова (1547 г.). Но мы не будем уделять внимание исключениям, потому что нас интересует диагноз, то есть закономерность.
Впрочем, ничего нового не скажу. Начиная с зарослей золотых канделябров в первом зале и заканчивая ружьями на стенах последнего, «Кодекс Межгорья» — сплошной пароксизм пожирания, что-то наподобие содержимого громадного ментального желудка, который безуспешно пытается набиться именно тем Прекрасным, которого ему так недоставало в полной зависти юности: фаянс, фарфор, хрусталь, посуда, иконы, картины о красивой барской жизни в стиле «смерть Антуана Ватто» и позолота, позолота, много позолоты — кажется, что нищая квартира советских 1970-х вдруг проросла в собственный рай, увеличившись до размеров дворца, но так и оставшись убогой лачугой.
Распорядители попробовали укротить это взбешенное от собственного блеска чудовище, накинув на него петлю иронии. Назвали выставку «Кодекс Межгорья» в значении кодекса как сборника книг под одной обложкой, поэтому разные части экспозиции обозначены как «Книга времени», «Книга воды», «Книга прозрачности», «Книга куртуазности» и тому подобное; но постмодернистские трюки здесь не работают, все это об одном, в соответствии с названием одного из залов — «Книга тщеславия». Между прочим, именно этот зал наиболее интересен: в нем собраны портреты экс-президента. Здесь хочется задержаться. Сразу вспоминаешь слова ныне притихшей Анны Герман о том, что она много слышала об Африке, но когда впервые попала туда, то все, что она знала, нужно было забыть — вот и Янукович «такой, как Африка!» То есть многоликий, как целый континент.
Например, Янукович кисти одного из самых ловких мошенников от живописи, Никаса Сафронова, не похож на Януковича вообще и в частности не похож на Януковича, составленного из рисовых зерен, а Янукович, напечатанный на китайской тарелке, существенно отличается от дородного меланхолика на картине с патетическим оранжевым фоном, подаренной армянской делегацией. Есть и малая скульптурная форма: бронзовый человечек сантиметров 20 высотой с экстатическим лицом и надписью на постаменте «Спільно до нашої перемоги» — тоже Янукович. На той же полке — бриллиантовые запонки с надписью «Кристал мрії» на футляре. Мечты и звезды всегда тянутся друг к другу. В дальнем углу зала висит сертификат о посвящении двух ни в чем не виноватых небесных светил тому, кто обещал услышать каждого. Одну звезду зовут «Віра. Надія. Любов», вторую — «Віктор Янукович». Кстати, где-то писали, что подобные сертификаты — это филькины грамоты, которые различные коммерческие структуры продают направо и налево, и ничего общего с реальными небесными телами не имеют. Рядом со звездами — полотно, написанное звездой футбола, еще одним очень специфичным мужчиной по имени Диего Марадона. На курорте во Франции он на пару с русской художницей Юлией Косульниковой перерисовал фотографию сборной Украины. №10 одетый в форму аргентинской сборной — это сам Марадона, который нетипично скромно замазал себе лицо. Но мы отвлеклись.
Достойный вызов иконостасу бывшего шефа бросают три полотна из усадьбы Пшонки. Пшонка, как Кутузов на поле боя, с исцарапанной каким-то почитателем физиономией; свита — коллеги по Генпрокуратуре. Заключенная в роскошную золотую раму жена Пшонки в виде императрицы Елизаветы. Якукович и Пшонка вместе: в этот раз уже лицо босса немного порезано. И все же самое удивительное в зале тщеславия — не звезды, не Пшонки, не скульптуры, а кукла Виктора Федоровича, равная его росту, одетая в спортивный костюм, непринужденно восседает над шкатулкой с надписью «Почта». Очевидно, пытались слепить что-то наподобие восковой фигуры, но вышло огородное пугало, настолько смешное, что напрашивается предположение о наличии у бывшего лидера незаурядного чувства юмора, однако контекст не позволяет, и остается только одна, хотя и невероятная мысль, что это делалось вполне серьезно.
Последний зал посвящен охоте. Экс-президент был, как известно, заядлым охотником. Бронзовые кони и носороги мчатся на стеклянный шкаф с кубком за победу в номинации «Лучший охотник на лося».
Вслушайтесь в это:
Лучший охотник на лося.
Лучший охотник на лося.
Лучший охотник на лося.
Еще под стеклом — руно нерожденного ягненка. Тоже трофей. На отдельном стенде — старинные книги об охоте, одна из которых дает приятное осознание того, что бывший руководитель государства, кроме всего прочего, знал толк в латыни.
И еще висит в том зале шкура крокодила. Вряд ли обладатель усадьбы убил его.
Свой на своего не поднимет руку.
Я должен был бы написать, что здесь и сказочке конец, но есть еще кое-что.
На выставке есть немало образов животных. Среди них — четыре обезьяны. Первая встречает зрителей среди золотых канделябров, лапами попирая бутафорские книги, а хвостом держа круглую лампу. Статуэтки двух обезьянок стоят перед зеркалом в куртуазном зале — одна бьет в барабан, вторая на барабане танцует. Наконец, крошечная макака нарисована на картине в том же зале: сидит на веточке, ест виноград на потеху двум девушкам в пышных платьях.
На обезьян Янукович поохотиться не успел. Их чучел у него не было. Эти несколько изображений — это все, что он имел. Еще один элемент мещанского бестиария.
Однако во всем в этой коллекции есть своя символика. Маленький отряд приматов, образовывая пунктир намеков, ведет нас к красивому завершению экскурсии:
Но человек — гордец с недолгой
и не прочной властью,
не знает и того,
в чем убежден.
Безлика его сущность
перед небом,
Она так корчит рожи
обезьяньи,
Что ангелы рыдают»
(Шекспир. «Мера за меру».
Перевод — И. Русецкого)
Выпуск газеты №:
№77, (2014)Section
Тайм-аут