Огонь, вода и металл
В Пирогово прошел «слет» кузнецовНе перевелись еще на нашей земле мастера кузнечных дел! А современные Гефесты вполне в силах создавать изделия, которые по красоте, изяществу и качеству не уступают старинным шедеврам. В этом мог убедиться каждый, кто посетил в минувшие выходные Музей архитектуры и быта в Пирогово, где прошел фестиваль кузнечного мастерства. Как и в старину, современные кузнецы пришли померяться силами, посмотреть на работу коллег и показать свои кованые изделия. А заодно — рассказать о том, что специфика кузнечного дела весьма изменилась в связи с неумолимым научно-техническим прогрессом.
Нынче в Украине кузнечное дело перестало быть просто хобби. Сегодня — это прибыльный бизнес. К примеру, киевскому заводу художественной ковки «Тантьема» в июле исполнилось 10 лет. В свое время небольшая кузнечная артель была преобразована в единый заводской механизм, который, по словам работников, функционирует без сбоев. В числе клиентов «Тантьемы» — известные политики, бизнесмены, футболисты. Они заказывают в основном дизайнерскую кованную мебель, интерьерные аксессуары, заборы, фонари, светильники, камины... Бывалые кузнецы говорят, что каждое изделие находит своего покупателя. Однако последние — люди с большим достатком.
Заводское кузнечное дело от частного отличается не только коллективностью первого, но еще и особенностями оборудования. Заводское производство — это прежде всего пневматические кузнечные молоты. «Частники» же предпочитают работать исключительно вручную. Хотя и не отрицают, что иногда с помощью пневматического молота изделие может стать более совершенным. Но опять-таки — иногда. Как отметил организатор фестиваля кузнечного мастерства, этнограф Алексей Доля, сейчас работа мастера-частника в цене выше, чем заводская. Да и спрос на нее несколько побольше.
К слову, о спросе. Мода на кованные изделия, по словам мастеров, нынче уже есть. Отчасти это объясняется повальным увлечением готикой, отчасти — стремлением подчеркнуть стиль дома или офиса с помощью необычных интерьерных деталей. Как утверждает Евгений Гордеенко, мастер завода «Тантьема», наиболее популярными сейчас являются не просто кованые вещи, а своеобразные синтетические изделия, где сочетаются железо, дерево и камень. «Заказывают в основном вещи «под старину», — говорит Евгений. — А также такие детали, которые бы могли придать камину, раме для зеркала или балкону «изюминку». Это могут быть изделия в классическом стиле, с элементами барокко, рококо или же в стиле модерн». Впрочем, самым «ходовым товаром» кузнецов сегодня остаются камины. Ведь это символ домашнего тепла, уюта и гостеприимства. По словам Е. Гордеенко, творческое сотрудничество с клиентом, не является чем-то удивительным. Наоборот, ведь только заказчик может знать, какую вещь он хочет видеть в результате.
Заказы на изделия наших кузнецов сегодня поступают практически из всех стран мира. А по словам Алексея Доли, почти в каждом регионе Украины работают мастерские кузнецов, каждая имеет свой индивидуальный стиль работы. В Киеве, например, очень популярна «Мастерская Богдана». Ее владелец работает по старинным традиционным методам и даже организовал собственную школу. Среди учеников школы есть и девушки. Одна из них, Екатерина Гвоздева, считает, что кузнечное дело — это настоящее искусство. И доступное не только мужчинам. По словам Екатерины, в старину жена кузнеца умела ковать.
Еще один ученик мастера Богдана, Дмитрий, заметил, что идея дизайна изделия у него всегда приходит неожиданно. Но она настолько увлекает, что уже не видишь ничего, кроме огня воды и металла. В такие моменты человек чувствует себя властелином стихий. Вообще же, как утверждают кузнецы, ручное изделие несет в себе энергетику его создателя. Железо не подчиняется тому мастеру, у которого в момент работы присутствует негативная эмоция. Поэтому все изделия из металла, созданные вручную, несут в себе только позитивную энергетику. Может быть, именно поэтому говорят, что подкова — вещь на счастье.
Выпуск газеты №:
№142, (2005)Section
Тайм-аут