Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

От «Декамерона» до «Кобзаря»

21 июня, 2006 - 19:55

 В Музее книги в Киево- Печерской Лавре открылась выставка работ одного из известнейших украинских графиков Александра Григорьевича Данченко (1926—1993), посвященная 80-летию со дня рождения мастера.

 Уже первые работы А. Данченко отличаются монументальностью замысла — таковы офорты серий «Освободительная война украинского народа против польской шляхты 1648—1654 гг.», «Народные герои Украины». Композиционное мастерство сочетается в них с точностью и выразительностью деталей, найденных после проработки огромного исторического материала.

 Одновременно Александр Данченко стал одним из самых самобытных украинских художников книги. Драматичны и выразительны лаконичные иллюстрации художника к «Кобзарю», выполненные в технике линогравюры. Первой целостной, полностью созданной им книгой иллюстраций можно считать роман А. Ильченко «Казацкому роду нет переводу, или же Казак Мамай и Чужая Молодица». Затем были созданы прославленные циклы графических работ к «Декамерону» Боккаччо и «Энеиде» Котляревского.

Сто заставок к «Декамерону», тонко стилизованных под старинную обрезную гравюру, отличаются простотой и ясностью архитектоники, гармоничностью и при этом — повествовательной «узнаваемостью». «Энеиду» Александр Данченко проиллюстрировал как величавый эпос — отсюда фризовое построение композиции и особая колористическая гамма, напоминающая о древнегреческой чернофигурной керамике. Впрочем, всё это не мешает своевременному появлению комических деталей и подробностей.

Среди важнейших работ Александра Данченко, созданных в последующие годы, — иллюстрации к таким сложным и несхожим книгам, как «История одного города» М. Сылтыкова-Щедрина, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида, «Незабываемое» А. Довженко, «Прапороносцi» О. Гончара.

Последней, незавершенной, книгой Александра Данченко стала «Божественная комедия» Данте. Уже тяжело больной, художник создал к великой поэме 33 подготовительных рисунка и 7 гравюр. Все они были посвящены первой части поэмы — «Ад»...

Оксана ЛАМОНОВА, специально для «Дня»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments