Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Память в чистом виде»

Художница Алина Максименко попробовала сделать время ощутимым физически
10 октября, 17:09
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Когда попадаешь на выставку «Петля времени» (в настоящее время проходит в киевской галерее Art 14), первое впечатление — как будто оказываешься в другом измерении. Истории, давно затерянные на задворках памяти, вдруг оживают и обретают материальную форму. Проект выстроен как один рассказ с тремя сюжетными линиями. Эта структура хорошо передается благодаря двухэтажному помещению галереи: от первого сюжета мы поднимаемся до двух остальных. Проект воплощался под кураторством художника и искусствоведа Глеба Вышеславского и основательницы галереи Art 14 Екатерины Борисенко.

НЕСОГЛАСИЕ С УМИРАНИЕМ

Начало — это инсталляция «Пристань». На деревянной конструкции закреплены негативы ориентировочно 1950-х годов. «В настоящее время говорю, что это  архив негативов. Но когда эти материалы два года тому назад попали ко мне, называть их так было сложно: стеклянные негативы были завернуты в потертую грязную наволочку, — вспоминает Алина Максименко. — Негативы нашли в Киеве, но на изображениях нет ничего, что бы напоминало киевские виды. Однако в глубине души была убеждена, что это действительно Киев, и согласна сочинить миф об этой истории. Я отмыла негативы, разложила их и ждала, пока смогу сказать что-то о них, пока родится смысл».

Процесс отмывания негативов определенным образом воспроизводится через проекцию — лица сфотографированных вдруг выхватываются из изображения воды, которая плещет и меняется. Пристань для художницы — промежуточная зона, которую пересекает каждый, приходя в жизнь и уходя из нее, оставляя в ней по себе какую-то память. «Это может быть прообразом истории. Одна общая история, составленная из людей, фрагментов быта, других деталей, — рассуждает Алина Максименко. — Думаю, смысл этой работы в несогласии с умиранием. Смерть сама по себе несправедлива. Принять ее невозможно, как по мне. Однако она есть, и людей на этих негативах нет, это история умирания. Но в то же время и, наоборот, — здесь мы как будто возрождаем их к жизни, превращаем в часть своей живой истории».

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ИКОНОПИСЬ

Вторую сюжетную линию, этажом выше, художница сравнивает со сценой, на которую вынесены оживающие рисунки. Сцену формируют два пейзажа с рынком Риальто в Венеции, пространством, которое впитало тысячи шагов и звуков, — кажется, даже слышишь их отголосок. На эту сцену вынесено несколько увеличенных образов из архива негативов, изображения женщин с малыми детьми. Негативы в лайтбоксах накрыты листами меловой бумаги: когда свет выключается, образы исчезают, остается белый фон.

Вторая часть выставки уже представляет не общую, а персональную историю. «Когда переснимала эти негативы и обрабатывала их, подумала, что у многих есть такие фотографии, где мать сидит с ребенком, — делится Алина Максименко. — Чем-то эти изображения напоминают иконописные, есть определенная обобщенность светом. Нет цвета, остается только тон».

ПЕРСПЕКТИВА ДОРОГИ

Третья сюжетная линия — портреты людей, хорошо знакомых художнице, тех, кем она увлекается. Портреты похожи на старые негативы: Алина Максименко сделала фон неровным, сами изображения похожи на потертые пленки. «Если изображение в лайтбоксах — это вынесение на сцену чего-то утраченного, то здесь я как будто забираю знакомые образы к себе. Но и там и там отправные точки — время и свет», — говорит художница.

Финал истории — негатив с перспективой дороги среди деревьев. Свет выключается, и тень от изображения отражается в нише в кирпичной стене. Алина Максименко отмечает: «Дорога перекликается с перспективой рынка, эхом, звуком. Изображение появляется без вмешательства человека, оно нерукотворно. Это — память в чистом виде».

Думается, что этот проект — попытка перевести время в физическую категорию из категории нематериальной. Мы видим объекты, которые являются обломками прошедших времен, вспоминаем или даже узнаем в изображениях из выставки свои истории. И эта память о людях, пейзажах и вещах, которых, возможно, давно не существует физически, и есть нашим тихим протестом против смерти.

Выставку «Петля времени» можно посмотреть в галерее Art 14 до 16 октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать