Памяти любимой
Режиссер Эдуард Митницкий вместе с музыковедом Ольгой Непоседовой написали книгу «Леля», посвященную Елене ВериковскойЛеля — так Елену Михайловну называли родные и друзья. Она была известным педагогом, заведующей фортепианным отделением Киевского государственного высшего музучилища им. Р. Глиера, вырастившая целую плеяду замечательных учеников, которые ныне репрезентуют украинскую фортепианную школу не только в нашей стране, но и в дальнем зарубежье; дочерью легендарного композитора Михаила Ивановича Вериковского; музой и женой известного режиссера Эдуарда Марковича Митницкого.
Елена Михайловна была педагогом от Бога и очень красивой женщиной. В книгу вошли воспоминания о Е. Вериковской коллег, учеников, друзей и родных, а также включены несколько ее музыковедческих работ («Главные проблемы современного урока», «Музыкальное воспитание и некоторые вопросы детской психологии», «Особенности фортепианных сочинений М. И. Вериковского»), ее статьи об отце, о поэте Константине Герасименко (муже старшей сестры), письма, фотографии, ноты (14 маленьких прелюдий для фортепиано М. Вериковского, которые впервые исполнила Елена Михайловна).
Когда читаешь книгу «Леля», то словно зримо видишь эту замечательную женщину.
— Елена Михайловна Вериковская была моим другом 20 лет, — вспоминает кандидат медицинских наук Валерия Закуренко. — Меня поражала ее необыкновенная работоспособность, удивительное чувство ответственности за все и всех. У Лели было редчайшее качество — внешняя тишина при глубочайшей душевной наполненности. Ее тихий голос, абсолютно лишенный какой бы то ни было позы, готовность помочь, включиться и действовать наиболее нужным в данной ситуации и в данный момент способом — в этом была вся Леля. Она обладала огромной способностью любить и была преданна — ученикам, музыке, семье, друзьям без малейшей тени сентиментальности и «сюсюканья». Очень редко встречаются люди, которые так, как Леля, хотели и умели понять человека. Не прощала, не признавала она только лицемерия, лжи, ханжества.
В этой маленькой женщине была необыкновенная душевная сила, несгибаемость в принципиальных, нравственнозначимых вопросах, и при этом — ранимость, которую она тщательно скрывала и о которой догадывались очень немногие. Она обладала величайшей щепетильностью, редким чувством такта и никогда не навязывала никому своих проблем. Она сохраняла детскую способность удивляться и радоваться, и несокрушимую веру в Добро...
Для читателей особенные те страницы книги, где о Елене Михайловне рассказывает Эдуард Маркович. Они были замечательной парой. Прожили вместе 52 года!
— Практически моя жизнь проходила под звуки рояля, так сказать, филармония на дому, — вспоминает Э. Митницкий. — В любых жизненных ситуациях Лелино поведение отличали скромность и взвешенность. Она никогда не вмешивалась в дела театральные. Наверное, поэтому к ней очень хорошо относились в театре (Митницкий является худруком Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. — Т. П. ). Леля никогда не торопилась сразу высказывать свое мнение о моих премьерах. Но по ее взгляду, отдельной фразе я мог судить, насколько хорош или плох результат. Когда фраза начиналась со слова «папа»... а уж если «папочка», я понимал, что спектакль понравился. Так же скромно и содержательно она выражала и чувства. На один из дней рождения я получил телеграмму: «Всегда, везде с тобой. Здравствуй — Леля»...
Болезнь Елены Михайловны прогрессировала очень быстро. Она никогда не умела работать вполсилы, и первым не выдержало сердце... даже находясь в реанимации, просила передать ей блокнот с записями нагрузки педагогов. Ведь шел первый месяц занятий нового семестра.
— 22 сентября 2004 г. в Киево-Могилянской академии (второй раз после концерта в Национальной филармонии, и долгого забвения) исполнялась оратория М. И. Вериковского «Дума про дівку- бранку Марусю Богуславку», — рассказал «Дню» Эдуард Маркович. — Мы вместе с сестрой Лели Ириной пошли на тот концерт. Я пытался отогнать плохие мысли. Днем мне удалось уговорить врачей, и они разрешили зайти в реанимацию, взглянуть на жену. Она была в сознании, даже пыталась меня подбодрить, расспрашивала о делах дома, в театре, в училище. Это оказалось нашей последней встречей, ночью ее не стало. Вы знаете, может быть потому, что жена умерла не дома, у меня есть какое-то странное ощущение, что Леля просто задержалась на уроке со своими учениками...
Когда умирает человек, то остается память о нем. Сейчас организованный Еленой Михайловной Вериковской конкурс пианистов носит ее имя, на стене училища им. Р. Глиера, где она преподавала, висит мемориальная доска, а ее многочисленные ученики радуют слушателей своим талантом.
Выпуск газеты №:
№204, (2006)Section
Тайм-аут