Павел ПОПОВИЧ: «Почетный — в боксе, а по нечетным — ловлю рыбу»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980827/4162-12_0.jpg)
— Павел Романович, мы так давно не встречались. Где вы и что вы?
— Спустился с неба на грешную землю. Причем так прочно, что и представить трудно — теперь я директор Московского института мониторинга земель и экосистемы, а если по-простому, занимаюсь экологией и проблемами урожайности. Скажу вам откровенно, я человек не из слабонервных, но то что я узнал об экологии нашей, как принято называть, голубой планеты, и что мы с вами наворотили, заставило меня содрогнуться. Нет, не любим мы свою землю, не бережем ее.
— То есть вы хотите сказать, что с космосом больше дела не имеете и стали человеком сугубо штатским и очень земным. Не скучно ли?
— Наоборот, еще в начале века Константин Эдуардович Циолковский сказал, что именно космос даст человеку бездну могущества и горы хлеба. Как вы понимаете, великий ученый из Калуги имел в виду могущество не военное, а общечеловеческое — могущество доброты и бережного отношения к природе. Так что наш коллектив, решая проблемы экологии, не может обойтись без связи с космонавтикой. Ведь именно она приносит нам новые данные, которые обрабатываем и ставим себе на службу. Обширные материалы, кроме искусственных спутников, нам помогают собирать самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, а в районах повышенной радиации — авиамодели.
— Так что вы появились на этом празднике авиамоделизма неспроста?
— Авиация, причем в любом виде, — это моя самая крепкая любовь. И поэтому стараюсь не пропускать всевозможные соревнования и воздушные праздники, особенно, когда они проходят на моей родной Украине.
— Так что вы стараетесь не терять контакт со своей родиной?
— Обязательно, тем более, что тут остался бывший филиал всесоюзного института.
— Впрочем, насколько мне известно, вы не пропускаете еще одно мероприятие, проходящее в Белой Церкви — традиционный боксерский турнир учащихся профтехучилищ?
— Один раз из-за болезни только не побывал на нем. Люблю город моей молодости. Каждый раз захожу в родное училище и там, в музее космонавтики, смотрю на свой скафандр: думаю, боже, а как я туда влезал?
— Известно, что вы много лет возглавляли федерацию любительского бокса бывшего Союза.
— Да я и сейчас не отошел от него. Правда, сегодня я почетный президент федерации России. Почетный, а по нечетным ловлю рыбу.
— Большую или маленькую?
— А мне все равно. Люблю ловить, даже когда не ловится. Сижу, гляжу на воду, размышляю. Вот сейчас с женой Аллой Федоровной поедем в отпуск в Крым. Естественно, захвачу удочку, спиннинг. Единственную снасть, которую не уважаю — сети. Когда всех скопом — и в авоську. Хотя в свое время наблюдал из космоса за косяками рыб и наводил на них сейнеры.
— Будете добираться к Черному морю поездом?
— Зачем же? Раньше управлял штурвалом самолетов, так что же я за рулем собственного «Вольво» не посижу. А чуть что, и супруга может меня сменить, ну вы понимаете, после хорошего обеда.
— Да, забыл, вы же заядлый автомобилист. А гаишники не беспокоят тех, кто привык к космическим скоростям?
— Нет, в этом отношении я человек аккуратный и законопослушный гражданин. К тому же живу по принципу «моя милиция меня бережет». Ведь одна из дочерей — майор милиции и работает начальником паспортного стола в Звездном городке. Вот так космос удачно сочетался с милицией.
— Кстати о еде и плотном обеде. Двадцать лет назад вы рекомендовали мне употреблять сырые яйца, причем, со... скорлупой, утверждая, что кальций нужен для укрепления костей. А сегодня?
— Ну я в свое время настолько их укрепил, что теперь тянет к чему-то простенькому — типа вареников с вишнями, пельменями.
— А кто же вам готовит вареники с вишнями?
— Как кто? Жена у меня из Днепропетровска. Очень вкусно их делает — и с творогом, и с луком, и яйцами. Кроме того, она у меня мастерица по настоящему украинскому борщу — моему любимому блюду. Да еще с пампушками, чесноком, салом, а если еще чарочку водочки. Нет, лучше доброй украинской самогоночки...
— Ну если настоящий украинский борщ с пампушками, да еще вареники со сметаной, да еще... Как вам удается сохранить такой хороший спортивный вид?
— К сожалению, заниматься определенным видом спорта постоянно не хватает времени. Так что стараюсь побольше ходить пешком, играю с женой в настольный теннис.
— А где вы играете?
— Не выходя из квартиры — на подаренном мне теннисном столе.
— И конечно же вы, как и прежде, ярый болельщик?
— А кто же еще будет в Москве поддерживать футболистов киевского «Динамо»? Это моя постоянная спортивная любовь.
— А коллеги по работе, те кто болеет за «Спартак», не ревнуют?
— Пока я еще директор института.
— И последний вопрос. Павел Романович, вы как сами сказали, человек рисковый и не слабонервный. А когда летали в космос в 1962-м и 1974 годах, было ли вам страшно?
— Еще как. И в первый раз, и во второй, и в третий бы, если бы полетел.
— Теперь поспокойней?
— Да как вам сказать...
Выпуск газеты №:
№162, (1998)Section
Тайм-аут