«Пектораль» молчаливых дней
В Киеве состоялось вручение самой престижной театральной премии по итогам 2000 годаДевятая раздача театральной премии «Кивеская пектораль», традиционно прошедшая в помещении Национального театра имени Франко, не дала особых поводов для удивления либо негодования даже обычно придирчивым театроведам. Фавориты были известны и предсказуемы; смущало разве что невнимание жюри к добротной трагикомедии Дмитрия Богомазова «Смерть Тарелкина» (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра). В целом же такая предопределенность — не от хорошей жизни. Ну, не принес прошедший сезон особенных всплесков, озарений или хотя бы сносных скандалов- по части последних мог отличиться Андрей Жолдак, но и тот ограничился лишь противоречивым «Идиотом» в Театре на Подоле. Можно констатировать, что после заметного оживления середины-конца 1990-х годов на больших киевских репертуарных сценах наступило очередное затишье. Анализ причин неутешительного статус-кво выходит за рамки конкретно этой статьи. Здесь же лишь стоит отметить, что наиболее убедительно со своими наградами выглядели театральные «братья меньшие» — то есть, камерные и детские коллективы.
Явное одобрение вызвали те несколько «Пекторалей», что получил спектакль Киевского театра марионеток «Вишневый сад» (лучший спектакль камерной сцены, лучшая сценография, лучший дебют композитора спектакля Игоря Лебедкина). Если и было что-что в прошлом году, могущее быть откровением, то это — именно марионеточный «Сад». Режиссеру Николаю Яремчуку удалось виртуозно выполнить почти неразрешимую задачу — передать сложнейшую чеховскую пьесу средствами языка кукол, считающегося несерьезным, пригодным для изъяснения разве что с детьми. Все, кто видел эту постановку, наверняка помнят ту чарующую, истинно лирическую атмосферу, что пронизывает буквально каждый момент маленького «Вишневого сада». Без боязни показаться предвзятым, рискну все же предположить, что спектакль Яремчука заслужил и большее количество «Пекторалей» — но и на том спасибо.
Некоторую овацию в зале вызвала победа в номинации «Лучший детский спектакль» постановки Молодого театра «Русалочка» (режиссер Евгений Курман). Отрадно, что замечена профессионально сделанная работа, да и детям смотреть ее интересно. Хуже то, что на сегодня — это, действительно, призовой спектакль в детском театре — другие не дотягивают даже до его уровня. К постановщикам «Русалочки» нет ни малейших претензий. Однако, таких спектаклей должно выходить как минимум десяток в сезоне — поскольку уж кто-кто, а детвора имеет все права на хорошее зрелище...
«Русалочка» же принесла и давно заслуженную награду для Наталии Корпан, исполнившей на сцене Молодого театра роль Ведьмы. «Пектораль» за лучшую женскую эпизодическую роль Наталья разделила с Натальей Лотоцкой (Коробочка в «Брате Чичикове», Театр имени Франко). Еще один детский — точнее, Детский музыкальный театр, — победил в номинации «За лучшее пластическое решение» (спектакль «Дитя и чары», хореограф Алла Рубина). А в остальном было полное и всеобъемлющее преобладание «Брата Чичикова». Практически все престижные номинации достались этому воплощению пьесы Нины Садур, в свою очередь, весьма специфически интерпретирующей мотивы «Мертвых душ» Гоголя. Лучшая мужская роль — Алексей Богданович (Чичиков), мужская роль второго плана — Богдан Бенюк (Собакевич), лучшая женская — Полина Лазова (Ведьма), лучшая режиссура — Александр Дзекун, лучший спектакль — соответственно.
Актерские номинации — вещь амбивалентная — здесь всегда много претендентов. Непонятно, чем объяснить сей феномен, но хороших актеров в Киеве, к счастью, хватает. Бенюк-Собакевич действительно неотразим, напорист Богданович-Чичиков, Лазова попросту заработала «Пектораль» множеством предыдущих отличных ролей. Но первенство «Чичикова» в наиболее «позолоченных» категориях вновь дает повод говорить о кризисе нашей репертуарной сцены. Дефицит постановочных идей, вытекающее отсюда нежелание разнообразить драматургические запасы театров (кто, положа руку на сердце, целенаправленно работает с украинскими драматургами?), отсутствие энергичной режиссерской генерации и приводят к тому, что лучшими становятся спектакли, сильные более всего искренним стремлением достичь убедительного результата, нежели самим результатом. И, вновь-таки, это не вина или недочет отдельного спектакля либо режиссера — но беда всего нашего театра.
Известная сентенция: негативный результат тоже ценен. На смену молчанию всегда приходит голос. Пока неясно, кто, как и когда пресечет череду молчаливых дней на наших сценах. Но и в этой неясности есть вызов, а, значит, надежда.
Выпуск газеты №:
№57, (2001)Section
Тайм-аут