Перейти к основному содержанию

Перечитывая заново...

Киновед Оксана Мусиенко отпраздновала юбилей
28 мая, 00:00

Перед поездкой на кинофестиваль разговариваю с Оксаной Станиславовной.

— Знаете, а я, — говорит она, — сейчас не столько читаю, сколько перечитываю кинотексты. Больше история интересует... Сегодня студенты предлагали какой-то новейший современный боевик посмотреть. А я поставила старую американскую картину с Гретой Гарбо и... не могла оторваться.

Ссылаюсь на знакомого московского киноведа, который считает, что история мирового кино закончилась на французской «новой волне» (Жан- Люк Годар, Франсуа Трюффо и т.д.), то есть в 60-е годы. После этого — никакого, собственно, развития, а пережевывание, перемалывание, переработка старых вещей.

— Знаете, я не так категорична, точка завершения, на мой взгляд, немного ближе к нашим дням. Однако это правда — кино в стагнации. И может поэтому, в украинском кино, несмотря на его малочисленность, куда более интересны режиссеры, которые имеют почерк, являются авторами, стремятся искать свое и в своем... Кира Муратова, Сергей Маслобойщиков, Александр Шапиро... А попытки делать масскульт — достаточно убоги. Тем более, что масскультовскую работу работать с «коллективным разумом» перебрало на себя телевизионное сериальное кино.

Здесь я немного удивляюсь. Ибо пани Оксана всегда выделялась среди нас, едва ли не 100% ных адептов всего авторского и экспериментального, расположением к кино жанровом, ориентированном на массовые вкусы и предпочтения. Однако ее аналитика точна: действительно, сегодня масскультовскую потребность удовлетворяет «ящик» с его бесконечными романическими историями о том, как «любила, но не вышла замуж», «как убил, потому что не полюбил» и т.п и т.д. И в последствии становится смешно, когда Оксана Байрак, скажем (самый красноречивый пример), подобные истории тянет на большой кинотеатральный экран. Последний, кстати, сегодня больше подвержен большому формату — история, персонажи, страсти совсем не кухонно- постельных размеров.

Ага, вот тебе и склонность к истории, и нежелание современного. Так или иначе, а разговор о прошлом перетекает в сегодняшние дела. И это логично... А вот кто живет только днем сегодняшним к истории не обращается. Потому что, во- первых, ее практически не знает. А, во-вторых, считает, что все началось с него, сердечного. До того разве что фигня-дурня происходила. Последствия таких «мировоззренческих» обсерваций мы видим слишком хорошо и слишком часто.

Оксана Мусиенко едва ли не пример человека, чей интеллект постоянно находится в контакте с памятью, ее разнопорядочными слоями. В первую очередь, семейными. Часто рассказывает об отце, Станиславе Вышинском, который пришел в кино в конце 20 х годов. Егорекомендовал на работу сам Александр Довженко. Работал сначала в Одессе, на кинофабрике, потом в Киеве — по большей части, на редакторской ниве. После того общался со многими известными кинематографистами. Оксане Станиславовне особенно запомнился Георгий Авенариус. Тот самый, который преподавал историю кино в 30 е годы в Киевском киноинституте, а потом, во времена репрессий, переехал в Москву, стал одним из учредителей Госфильмофонда, читал лекции во ВГИКе. В 50-е наведывался и в Киев, от него студентка философского факультета (а таким было «первичное» образование Оксаны) переняла и знание, и влюбленность в западноевропейское кино.

О матери сегодняшняя юбилярша будет рассказывать вам часами. Наталья Кандыба, актриса Киевского театра им. И. Франко. Принадлежала к аристократическому роду Кандыб. Родословие еще с Корсунского полковника Федора Кандыбы (а это XVII столетие)... Актриса снялась и в нескольких фильмах, в частности, в «Олексе Довбуше» и «Приключениях с пиджаком Тарапуньки» Виктора Иванова. А еще — прекрасно читала со сцены стихотворения украинских поэтов... Имя Наталья перешло дочери Оксаны Станиславовны, которая также начала с философского образования, а потом стала дрейфовать в сторону экранных культур. Сейчас, кстати, всерьез занялась изучением своего родового древа, которое продолжилось еще в одной Оксане Мусиенко — внучке. Но, пройдя серьезную выучку в Канаде, вопреки печальной традиции последних лет, вернулась на Родину, в Киев. И все они живут сегодня в большой и уютной квартире на Пушкинский, в «семейном гнездышке». Представляя просто образцовый пример семьи, семьи, которая культивирует и приумножает память о себе, о временах и обычаях. Вот вам сюжет для фильма, хотя бы и телевизионного. Каким образом хранится и функционирует память, какова ответственность за это человека. Один раз произойдет сбой — и все это летит вверх ногами. Напроситесь как- то в гости к Мусиенкам — может и вам захочется обустроить свою жизнь таким вот образом.

Не случайно Оксана Мусиенко уже много лет занимается преподавательской работой, возглавляя кафедру киноведения Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко- Карого. Хотя начинала киноведческую карьера с академического Института искусствоведения, фольклористики и этнологии, и, собственно, там могла бы и продолжать. Однако же ей эта жилка педагога... После того с особым интересом говорит о молодежи и их проблемах. Киноведов готовить сейчас якобы проще, нежели в бывшие времена, когда ознакомление с кинопроцессом, особенно в мировых просторах, было сплошной мукой. Сегодня что — на DVD-дисках существует уже едва ли не вся киноклассика. Но подкрались другие вопросы... Любой ценой ежегодно молодые киноведы выходят в свет. Спрос на них велик — главным образом, с боку телевизионных каналов, где кому-то нужно формировать кинопрограмму, программную политику в целом.

Совмещать педагогическую деятельность с работой критика и киноведа непросто. Мусиенко же удается. Уже в новое время, в 90-е, к примеру, была у нее книга «Свет далеких звезд» (вместе с Натальей Мусиенко и Валентиной Слободян), где об актерах, зарубежных и украинских, было рассказано так, как говорят о близких людях. Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Пола Негри, Глория Свенсон, Гари Купер, Кларк Гейбл проступают на полотне книги, словно персонажи из семейного альбома. Ну да, действительно — Мусиенко знает о них чуть ли не все. А более академическое изложение материала в недавней книге «Новаторские течения в французском кинематографе (вторая половина ХХ века)» также увлекает собственным сюжетом осмысление творчества Трюффо, Клода Шаброля, Алена Рене и других добрых «приятелей» пани Оксаны.

И, действительно, самое большое чудо на свете — звездное небо над головой и человек, создавший в себе целую галактику, и который может ней управлять...

«День» поздравляет юбиляршу с днем рождения. Желаем счастья, здоровья, хороших учеников и интересных фильмов, о которых хотелось бы писать рецензии, книги, монографии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать