Перейти к основному содержанию

Переменчивая фортуна Марины Герасименко

19 апреля, 00:00

Нынешний день рождения актрисы совпал с пасхальными праздниками. То есть по всем приметам у нее должна начаться полоса не просто везения, а крутого подъема вверх, чего очень хочется сегодня ей пожелать. Таких мастеров как Герасименко в театре не много. Марина Константиновна обладает уникальным даром перевоплощения. Ей тесно в рамках одного амплуа. Она убедительна в драме, высокой трагедии и необычайно органична в комедии, фарсе. Совершенно не боится быть смешной, нелепой, а порой карикатурной. Если посмотреть на длинный список ролей, сыгранных в театре, то может показаться, что все в ее творческой судьбе складывается замечательно. Действительно, Исмена из «Антігони» Софокла, леди Макбет Шекспира, Анна в «Украденому щасті» Франко, Зинька из «Дві сім’ї» Кропивницкого, Ванина в «Житейському морі» Карпенко-Карого, Оксана из «Загибелі ескадри» Корнейчука вошли в золотой фонд украинского сценического искусства. А ведь таких ролей могло быть значительно больше. Обидно, но недостаточно реализован талант Герасименко и в кино. Прежде всего потому, что профессия актера жесткая: не сыграл, не проявил себя сегодня — завтра может не наступить. Очень важно, чтобы режиссер тебя увидел, а если нет, то приходится стискивать зубы и ждать, ждать... А это не только месяцы, а порой годы, которые уходят, унося надежды и мечты о заветной роли. Странная все-таки ситуация — есть звезда, но она никому не нужна. Как же, возразят некоторые, ведь Марина Герасименко занята практически во всех последних премьерах франковцев: «Три сестри» (Анфиса), «За двома зайцями» (Лимириха), «Пігмаліон» (экономка Пиру). Но ведь там она играет фактически небольшие, эпизодические роли. Да, с блеском, темпераментом, самоотдачей и именно поэтому... горько. На Марину Константиновну нужно ставить спектакли. Не надо даже особенно выдумывать сюжет. Достаточно рассказать несколько фрагментов ее биографии.

Родилась за два месяца до Великой Отечественной войны. Ее отец — талантливый поэт, драматург — Кость Герасименко погиб в 1942 году, оставив после себя замечательные стихи, пьесу «При битій дорозі», либретто к опере «Наймичка», поэму «Легенда». Детство Марины прошло под звуки музыки. Ее дед Михаил Иванович Верикивский — композитор, фольклорист, дирижер, педагог Киевской консерватории, автор опер «Сотник», «Вій», «Наймичка», «Втікачі», хоровой поэмы «Гайдамаки», первого украинского балета «Пан Каньовський».

Со своим будущим мужем Степаном Олексенко она познакомилась еще студенткой. Они вместе учились в театральном институте им. Карпенко-Карого. Самое удивительное, что жили по соседству, на одной улице, но до встречи в институтской аудитории ни разу не виделись.

— Где-то полгода присматривались друг к другу, а любовь пришла весной, — вспоминает Марина Константиновна. — Однажды, возвращаясь с фотопроб на киностудии им. Довженко, мы вышли возле Владимирского собора. Пасхальные колокола, просветленные лица людей. Возможно, именно тогда какие-то флюиды были в воздухе... Мы поженились в конце второго курса. На вечеринку пригласили только самых близких, так как незадолго до нашей свадьбы умер дедушка, который меня воспитывал. Обручальные кольца заказывали у частного ювелира, а фату не надевала — в ту пору это считалось мещанством. Первое наше жилье — отдельная комната, которую сами отремонтировали. В следующем году наша семья отметит сорокалетний юбилей.

Еще в студенческие годы Марина и Степан подрабатывали в театре русской драмы им. Леси Украинки. Там же они собирались работать после окончания учебы. Но судьба предложила совсем другой сценарий. На дипломный спектакль «Назар Стодоля» пришел тогдашний министр культуры Р. Бабийчук. Молодые артисты ему понравились, и он распорядился направить супругов Герасименко-Олексенко в театр им. Франко.

— Вы знаете, мы совсем не хотели идти туда, — призналась актриса. — В 1964 году в театре была такая рутина — никакой режиссуры, жуткий репертуар, публика почти не ходила на спектакли.

Дебютом Марины Герасименко на франковской сцене стала роль Юльки в «Сторінках щоденника» по пьесе Корнейчука (постановка Владимира Лизогуба).

— Лишь с появлением Дмитрия Алексидзе, — продолжает Марина Константиновна, — началась настоящая и интересная работа: «Антігона», «Патетична соната», «Дон Сезар де Базан».

Но молодую актрису старались втиснуть в жесткие рамки, о полной реализации не могло быть и речи. Порой складывалась ситуация, когда тяжело было жить в театре, но и невозможно было без него. Ее одаренность, азарт в работе, тонкое восприятие драматического материала, артистизм помогали даже в самых невыигрышных образах показать свой талант и творческую палитру. Она всегда была неожиданна и парадоксальна, гармонична и правдива. Театралы со стажем вряд ли забудут ее Марию в «Регіоні» Зарудного, ту силу перевоплощения, которая она показывала в одной из своих самых сильных ролей — Анне из «Украденого щастя». Наивную и непосредственную Матильду в итальянской комедии «Моя професія — сеньйор з вищого світу». Ее Моргауз (мать короля Артура из трагифарса Дорста и Элера из «Мерліна») будто бы сошла с офортов Гойи.

Но если в театре не всегда все складывается как хочется, то отдушиной для актрисы всегда является дом, где тепло и уютно. Их союз со Степаном Степановичем Олексенко вызывает восхищение коллег. Они вместе играли во многих спектаклях, а вот с дочерью Александрой пока не удается. Возможно, семилетний внук Костя когда-нибудь тоже станет настоящим франковцем — во всяком случае задатки у паренька есть. Несмотря на зигзаги судьбы, Марина Константиновна утверждает, что семья и театр — две радости в ее жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать