Песнопения, дидухи и колядки из Львовщины и Киева
Возрождаем старые традиции![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100111/41-8-2.jpg)
Во львовском Музее народной архитектуры и быта «Шевченківський гай» проходит традиционный фестиваль «Спалах Різдвяної зірки». В ходе празднования демонстрировали свои колядки самодеятельные этно-коллективы Львовщины. На открытии «изюминкой» фестиваля стали выступления детских вертепов из села Дубляны и львовского коллектива «Мета».
А в нашей столице тоже весело праздновали. Дидухи, вертепы, вытынанки, рождественские «пауки» и колядницкие звезды из коллекции Национального музея народной архитектуры и быта Украины уже на протяжении нескольких недель украшают экспозиционные залы киевского Музея Ивана Гончара. Конкурс «Іде звізда чудна» обогатил выставку детскими произведениями рождественской символики из разных регионов Украины. Следующим этапом фестиваля стала общая рождественская Коляда. На ней звучали колядки и рождественские песнопения в исполнении детских и молодежных фольклорных групп. Народные мастера работали с соломой и тестом, изготавливали традиционные рождественские маски. Уникальный кукольный вертеп был представлен фольклорной группой «Цвітень», а детская группа «Ордана» из Житомирщины демонстрировала самобытные рождественские традиции Полесского края.
Напомним, дидух — сноп, перевязанный особым образом, который со старославянского языка переводится как «дух предков». Древние обряды вошли в плоть и кровь наших обычаев. Призывались и умиротворялись силы природы с просьбой не причинять вред людям и скоту, о чем до сих пор поется в колядках, и что сохранилось во многих ритуальных действиях и доныне. Например, для защиты от мороза и злых ветров наши предки заготавливали 12 поленьев, для умиротворения волков и чтобы голод обошел стороной, для отваживания злых духов ставили дидуха. Считалось, что в нем присутствует дух «деда-прадеда», оберегающий дом и покровительствующий ему.
За прошедшие века традиционные снопы-дидухи несколько изменились, к ним добавились новые формы, обогатилась их символика, старые верования обросли новыми мифами. Например, по одной из легенд, дидух — сноп, которым Иосиф прикрыл щель в хлеву, где родился Иисус, и там сразу стало теплее. Поэтому дидуха всегда ставили в доме для уюта и теплоты в красном углу, рядом с иконами. Под дидух нужно положить пучок соломы — «бабу» — символ урожая. По традиции дидух должен стоять со дня Святого Николая до Масленицы, потом его можно сжечь или оставить до следующего года. Традиция эта зародилась в то время, когда Новый год праздновали в сентябре, вместе со сбором урожая. Сохранилась она и тогда, когда Новый год стал зимним праздником.
Ныне на рынках продавали снопики из злаков. Их по-новому стали украшать гроздьями калины, цветами из разноцветной фольги и даже бисером. Сегодня старинный украинский оберег — дидух вновь возвращается в наши дома (его можно было купить на базаре или в магазинах декора, галереях, заплатив от 20 до 100 гривен) или сделать своими руками. Так, в галерее «Світлина» проводился мастер класс по плетению из соломки, а художники показывали как правильно нужно делать дидух:
1. Солому и колоски (можно брать любые злаки — овес, солому, рожь, пшеницу) нужно замочить в горячей воде минимум на 15 минут, чтобы она стала мягкой и пластичной. Чем больше колосков, тем лучше, но можно сделать и маленького дидушка.
2. Разобрать колоски по размерам. В одном должно быть 7 штук (по дням недели). Каждую семерку перевязать в пучок ниткой. Потом начать привязывать их друг к другу «ступеньками», чтобы получилось пышная «голова». Колосков может быть сколько угодно — чем больше — тем красивее. Но даже и из маленького снопа в 35 колосков может получиться настоящий дидух. Завязывать солому нужно максимально туго, чтобы узел не развязался, когда она высохнет.
3. Обвязать получившийся сноп ниткой, сразу под колосками. Так как у нас сноп получился тоненьким, мы отрезали нижнюю часть и оставшуюся соломку привязали к основанию дидуха, чтобы он был потолще и поосновательней.
4. Примерно посередине туловища дидуха перевязать еще раз. Разделить солому на «три ноги» и каждую перевязать в двух местах: у основания и внизу. Чтобы он был устойчивей, вниз можно засунуть несколько плотных соломинок. «Ноги» обрезать по диагонали, параллельно столу.
5. Дидух готов, осталось его украсить маленькими маковыми головками и сухоцветами.
Выпуск газеты №:
№1, (2010)Section
Тайм-аут