«Підкова» зовет в путешествия по Украине
О теории и практике внутреннего туризмаВ этом году предпочтения украинцев на путешествия и отдых почти не изменились. «Большой разницы в плане спроса на направления нет, если сравнивать с прошлыми годами, — одинаково рассказывали «Дню» в турагентствах Львова. — На сегодняшний день наши соотечественники активно интересуются отдыхом в Турции». Еще туроператоры говорят о популярности двухнедельных туров в Болгарию, довольно часто вспоминают и Хорватию.
Зато Львовская городская общественная организация «Підкова», главная цель деятельности которой, как записано в уставе, — содействие утверждению развития демократического общества в Украине и вхождения Украины в европейские демократические институты, предлагает львовянам и гостям города так называемый внутренний туризм. Это, отмечает президент ОО Игорь ГУБИЛИТ, и намного дешевле поездок за границу, и обогащает интеллектуально, и способствует всяким разным полезным начинаниям, о которых рядовой украинец, к сожалению, давно забыл, и, главное, привлекает внимание общественности ко многим проблем, в частности — к сохранению памятников.
— Я когда-то сам много ездил по загранице — и по Азии (был даже на Байкале), и по Европе, правда, автостопом, — объясняет свой интерес к путешествиям И. Губилит. — А потом, когда уже разрабатывал карты Львова и Львовщины, понял, что здесь, у нас, совсем рядом, есть очень много достопримечательностей, о которых мы даже не слышали. Это и побудило меня прибегнуть к «зарисовке» нескольких экскурсионных маршрутов.
— Припоминаете, какой был первый маршрут?
— На Белз (город районного значения в Сокальском районе Львовской области, один из самых старинных в Западной Украине, был столицей Бельзского княжества, известен миру своей еврейской историей. — Т.К.), и поехать туда сразу же захотело поразительно много людей. А на экскурсию «Путями Пинзеля и Фредра», которая проходит через Городок, Рудки, Комарно, Щирец, Наварию, Годовице и Оброшино, было еще больше желающих. И это несмотря на то, что мы, согласитесь, начинали с малоизвестных мест. А дальше уже быстро развивали эту «тему»: теперь у нас шестнадцать экскурсий по Львовской области (также несколько — по Львову) и двадцать пять — по Украине. Очень интересны наши поездки в Стильско и Самбор. Также мне симпатичны села Варяж, Вовкив, местечко Комарно. На мой взгляд, шикарный маршрут «Через Чертков в Рай» — по территории Тернопольщины. Есть экскурсия «Сыро-винный тур по Закарпатью», где совмещаем осмотр достопримечательностей и общение с природой, с дегустацией сыра и вина. Считаю, пока мы мало изучили восток и центр Украины. Наверстаем.
— Спрос есть на все ваши предложения?
— Да, а в последнее время существенно вырос. Во-первых, изменяется сегмент рынка. Сейчас, после кризиса, бизнес переключается на другие направления. В Западной Украине, а особенно на Львовщине и Ивано-Франковщине, — большое предложение туристических продуктов. В частности, говорю об огромном количестве разнообразных фестивалей, что очень привлекает в наш регион туристов. Также есть интересные предложения хороших гостиниц и ресторанов — это тоже привлекает на Львовщину людей. С другой стороны, констатирую, что многие из наших сограждан начинают интересоваться своим. Еще, наверное, выигрываем тем, что предлагаем цену приблизительно вдвое ниже той, которую предлагают другие туроператоры. К сожалению, наш туризм не такой «вылизанный», как за рубежом. В частности, это касается тура на «Сорочинскую ярмарку», потому что негде поселить людей. Разве в частном секторе, который, если честно, абсолютно не готов к приему туристов. По крайней мере, нельзя сравнить с частным сектором Закарпатья.
— Вы интеллектуально наполняете поездки?
— Однозначно, а особенно когда идет речь о чисто краеведческих турах. Даже больше вам скажу: на такие туры не соглашаются лишние, то есть не подготовленные, люди. Приведу такой пример. Когда мы приехали в Камянку-Бугскую, мэр сказал, что мы — вторая экскурсия во времена независимой Украины, и я пообещал ему, что будем приезжать, по крайней мере, дважды в год. Участники наших краеведческих туров — реставраторы, архитекторы, медики, причем это люди разного возраста — от молодежи до пенсионеров. Приведу еще такой пример. Достаточно часто во время наших экскурсий возникают дискуссии, например во время тура «Путями Пинзеля и Фредра», где у нас в Щирце была большая дискуссия со священником относительно церкви — испорченного памятника XVI века, — с современными окнами, абсолютно неуместными галереями. Это я о том, что не всегда людям нужно давать деньги, потому что порой, получив средства, они удосуживаются сделать из памятника ничто. Также во время этого тура встретили в селе Семеновка корчму XVII века, около которой одна из экскурсанток захотела сфотографироваться. Соответственно, с ней все вышли из автобуса — тоже фотографироваться. Подошел хозяин, начал ругаться: «Чего облепили мою хату?». Потом немного успокоился: «Фотографируйтесь, через две недели я буду дом валить». Мы все его убеждали не делать этого — мол, на доме можно хорошо заработать, это же хорошая инвестиция. Говорил, что подумает. Даже больше вам скажу: постоянные наши экскурсанты, а у нас, похвастаюсь, таких достаточно, создали «Клуб почитателей Галичины». Каждый месяц собираемся в кафе «Штука», приглашаем интересного специалиста, который рассказывает о каких-то интересных моментах. Например, археолог, кандидат исторических наук, многолетний исследователь Стильского городища Орест Корчинский рассказывал нам о Стильско. Были также интересные рассказы о Бережанах и судьбе Ивана Левинского (украинский архитектор, педагог, предприниматель, общественный деятель, профессор Львовской политехники, именем которого названа одна из центральных улиц Львова. — Т.К.)
— Какие самые большие проблемы в организации туров?
— Дороги. Очень часто любителей поехать много, а ты не можешь взять нормальный автобус, потому что нет нормальной дороги. Вторая большая проблема — состояние памятников. Даже образованные люди (среди них, к сожалению, и священники) не являются сторонниками охраны памятников.
— Кто вы по специальности?
— Магистр электротехники. Закончил Львовскую политехнику, учился в аспирантуре. Еще немного, и, по-видимому, защитился бы. Но на определенном этапе понял, что это не мое. А вот теперь, занимаясь туризмом, считаю себя абсолютно счастливым человеком. Собственно, развитие туризма — это была общественная инициатива, которая переросла в бизнес, потому что впоследствии мы приобрели туроператора — с лицензией.
КСТАТИ
Необходимость и пользу внутреннего туризма подтверждает профессор-историк Львовского национального университета им. Ивана Франко — Леонид Афанасьевич ЗАШКИЛЬНЯК:
— Поскольку историческая память в разных регионах Украины разная, то те земли, то население, которое развивалось за пределами Российской империи, а затем — Советского Союза, для жителей Центральной и Восточной Украины, в известной мере, tabula rasa, которая гарантируется в советских стереотипах о том, что здесь живут господа, что здесь сплошной гнет. Это старые стереотипы, которые в значительной мере определили историческую память поколений, живших в советское время. С другой стороны, для украинцев Западной Украины очень важный момент сравнение памяти.
Судя по тем экскурсиям, которые я вижу во Львове, а я часто особенно в воскресенье, замечаю экскурсантов из Донецка, Луганска, Харькова, слышу, какие вопросы они ставят, какими фразами обмениваются. Делаю вывод, что, как правило, для них пребывание во Львове является открытием, потому что это — другой мир, и привлекательный, и немного страшный, потому что, согласно старым стереотипам, якобы польские, немецкие, австрийские интриги создали здесь особую нацию галичан, которая стремится захватить чуть ли не всю Украину. Это действительно смешные и наивные вещи, которые, к сожалению, у многих украинцев с востока еще остаются. И еще одно: приезжая сюда, они боятся говорить по-русски, опасаясь, что их здесь «побьют». И я не раз слышал, как они удивляются: «Говорим по-русски, а к нам здесь никто и не пристает!» А другой ему говорит: «Да здесь многие люди говорят по-русски...»
Опыт интеграции памяти имели все страны Центрально-Восточной Европы — после Первой мировой войны. Такая разрозненная, дифференцированная память была у чехов и словаков, даже у чехов разных регионов. Такая память была очень дифференцирована в бывшей Югославии, где собрались народы из разных культур, наций и ментальностей. Такая же разрозненная память была в Польше после ее восстановления 1918 года — когда отдельные ее части были под Австрией, Германией и Россией. Поэтому это не новость. Украина ныне просто наверстывает то, что не удалось сделать после Первой мировой войны. Поэтому и чувствуем трудности. Но этих трудностей не нужно бояться, потому что это нормальные процессы. И если бы нас политики не натравливали друг на друга, то эти процессы за двадцать лет независимости Украины должны были бы быть логично завершены. А так... Думаю, они еще продлятся с поколение.
Выпуск газеты №:
№131, (2010)Section
Тайм-аут