По пути в сказку
Что показывали малышам киевские театральные коллективы на каникулах?Театр должен быть социально активным — таково устоявшееся убеждение, которое пытаются иллюстрировать своими представлениями столичные режиссеры. Отсюда имеем: «Бизнес. Кризис. Любовь» в Театре русской драмы им. Леси Украинки, «Игры олигархов» в Театре на Подоле... Однако даже во времена кризиса или политических перемен, разнообразных эпидемий и других жизненных неурядиц в театре живет сказка. Именно она приветствует маленького зрителя, приглашая его в волшебный мир чудес и добра. В зимний период киевские художники попытались сделать детям настоящие праздничные подарки, предложив новые спектакли, социально незаангажированные, хотя и не без идеи или нужной доли дидактизма.
ПОДАРОК ВОЛШЕБНЫЙ
В Театре юного зрителя на Липках поставили «Двенадцать месяцев» — настоящую новогоднюю сказку-феерию. Сценическая версия, перевод текста (С. Маршака) и режиссерская работа принадлежат Максиму Михайличенко. Маленькие зрители смогли не только наблюдать за волшебными событиями, но и принять в них участие — победить злую Бабу Ягу и найти ключ от сказки. И после такой волшебной увертюры представление-сказка началась. Первое, что поражает при пересмотре «Двенадцати месяцев» — это эффект абсолютного присутствия. И творцам сказки не нужны для этого ни безумные спецэффекты, ни кинематографический 3D формат, который уже не является диковинкой даже для малышей — только живое общение со зрителем (кстати, оно начинается еще задолго до начала представления, когда в фойе театра расхаживают и приветствуют детей герои сказки), яркие, зрелищные декорации (сценография и костюмы — Татаринова), а также — трогательная история, лейтмотивом которой является добро и любовь. Именно поэтому дети с увлечением пытаются помочь душевной привлекательной Падчерице (Елена Гончарова), протестуют против позиции Мачехи (Надежда Трибун) и Дочери (Татьяна Негрий), не соглашаясь с действиями капризной, неразумной юной Королевы (Инна Беликова).
Представление сделано с душой, тонко. Кажется, каждый актер, какую бы роль он ни играл, не просто работает для зрителя, а сам верит в то, что в это мгновение он является, например, справедливым ответственным Канцлером (Михаил Мискун) или умным, но несколько беспомощным перед ситуацией Учителем, разрешая глобальные сказочные проблемы.
ПОДАРОК ЭСТЕТИЧЕСКИ УТОНЧЕННЫЙ
В киевском Молодом театре не только юного, но и взрослого зрителя удивляли, в первую очередь, визуально. Конечно, не умаляя качества других составляющих спектакля. Однако представление в постановке Юлии Маслак «Капризная любовь Дроздоборода» (текст Богдана Стельмаха по сказке братьев Гримм) эстетично поражает с первого появления актеров на сцене. И это неудивительно, ведь свое, как всегда эстетично весомое слово в художественном решении спектакля сказала Елена Богатырева. Именно поэтому костюмы героев представления можно было рассматривать в течение двух часов, всматриваясь в каждую деталь, игру цвета и текстуры. Кроме поучительной истории о капризной, увлеченной лишь собой Королевы (Валерия Ходос) и мудрого честного Дроздоборода (Марк Дробот), который благодаря собственному уму и любви перевоспитывал Королеву, представление в Молодом театре является довольно интеллектуальным, иногда с тонким взрослым юмором, который позволяет расширить возрастной зрительский диапазон. Композитором представления является Юрий Шевченко. Поэтому качество музыкального решения «Капризной любви Дроздоборода» сомнений не вызывает. И, наконец, для любого маленького зрителя важным является то, что чуткость и любовь побеждают, и безнадежно бездушная Королева превращается в добрую, любящую и заботливую девушку.
ПОДАРОК ГЕРОИЧЕСКИЙ
На главной театральной сцене страны — в Театре им. И. Франко, детей поздравили с новогодне-рождественскими праздниками сказкой «Котигорошко». Режиссером-постановщиком представления, этой истории с настоящим национальным колоритом, является Петр Ильченко, художником — Олег Татаринов, музыку написал известный украинский композитор Иван Небесный. Основным смысловым лейтмотивом сказки является победа добра над злом, сила, мощь, мужество и воспитанность героев, а также победа как абсолютная реальность, которая может существовать за гранями волшебного. В представлении задействованы: Александр Печерица, Евгений Мозговой, Елена Медведева, Владимир Абазопуло, Назар Заднипровский и другие.
Выпуск газеты №:
№7, (1996)Section
Тайм-аут