Подольский музклондайк
Авангард, классика, джаз пять вечеров звучали в Виннице![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070321/449-8-2.jpg)
Винницкий форум «Барви музики ХХ сторіччя. Авангард. Класика. Джаз» — под таким названием прошел VI международный музыкальный фестиваль.
Он имел подзаголовок «Украина — США», длился неделю и составил пять концертных вечеров. В программу вошли: «Ночь Моцарта», «Музыка Голливуда», камерный проект «Вокальный цикл Джека Хегги», концерт из произведений крайне эпатажного американца Джона Кейджа и «Вінницьке джазове перехрестя» при участии Андрея Кондакова (фортепиано, Россия), Макса Гладецкого (контрабас, Украина) и Дениз Перье (вокал, США).
«Форум молодой музыки» открылся на сцене Винницкого театра им. Садовского. Меломанов приветствовал посол США в Украине господин Джон Хербст. Но на самом деле фест начался накануне проектом «Ночь Моцарта», авторы которого обозначили его жанр как «театрально-оркестровое шоу». Концерт был посвящен завершению юбилейного года 250-летия со дня рождения великого австрийского классика и собрал подлинных почитателей качественной музыки.
Авторами выступили продюсер-директор двух крупнейших винницких музыкальных начинаний, директор Благотворительного фонда содействия развитию талантов Подолья, скрипачка Ирина Френкель и ее верный помощник-телевизионщик Павел Третьяков. Они также руководят фестивалем «Международные дни джазовой музыки в Виннице», насчитывающим уже 11 лет существования. В рамках форума «Барви музики ХХ сторіччя», возникшего в 2000 году, в Виннице побывали музыканты из 25 стран. В нем ежегодно участвуют около ста артистов.
МОЦАРТИНИАНА
Вечер оживлялся сценами из жизни композитора, разыгранными артистами Театра им. Садовского. Центром, вокруг которого вращалось действие, стал Львовский камерный оркестр «Леополис» (художественный руководитель — виолончелист Ярослав Мигаль). В Виннице за его пультом стоял приглашенный из Германии дирижер Петер Маркс. Что же запомнилось из Моцарта?
Самым ярким впечатлением стала пианистка Оксана Рапита (выпускница Львовской консерватории и Гнесинской аспирантуры, лауреат двух больших конкурсов — им. Лысенко и в испанском Сантандере) — умная и зрелая исполнительница. Она хорошо известна за рубежом, а не на родине. На кабинетном рояле (с поломанной механикой!) Рапита исполнила моцартовский концерт Ля мажор, № 23. Как ей удалось удержать форму, выстроить интонационный ряд, передать драматизм, тонкость, изящество этого музшедевра, вложить в него собственное артистическое, мягкое, лирическое и очень женственное начало? Но после этого выступления публика обязательно запомнит яркую и самобытную пианистку...
Немецкий дирижер и его львовские коллеги справились с моцартовской Соль минорной симфонией (К 183). Выразительно и особенно качественно в каденционных разделах исполнил скрипичный концерт Соль мажор, № 3 второкурсник-винничанин — стипендиат Фонда Владимира Спивакова Максим Гринченко (класс профессора Анатолия Баженова, Национальная музыкальная академия им. П. Чайковского). Хороши были три «Ночные серенады» в исполнении вокального трио (сопрано — Сабина Винтер, Германия, меццо-сопрано — Ирина Швец, Винница и бас — Андрей Перебийнис, Киев) в сопровождении Винницкого струнного трио. Прекрасно сыграла под аккомпанемент «Леополиса» скрипичное Адажио Ирина Френкель. А в последнем отделении замечательно пела несколько моцартовских арий Сабина Винтер. Молодая вокалистка недавно закончила Мюнхенскую консерваторию им. Рихарда Штрауса по классу флейты и вокала. Ныне играет в симфоническом оркестре и уже получила две роли в моцартовском репертуаре. Ее исполнение арий и дуэта Церлины и Мазетто «Ручку, Церлина, дай мне» из «Дона Жуана» (партнер Андрей Перебийнис) было интонационно мягким, приятным и ровным по тембру. Сабина обладает сценической харизмой. Она артистична и темпераментна, а вот киевский бас, к сожалению, сольные номера исполнял маловыразительно, но в дуэте заметно оживился и даже достиг определенного эмоционального подъема. А призом публике, дослушавшей музыкально-театральный марафон до конца, стала «Маленькая ночная серенада», принятая слушателями с овациями.
ГОЛЛИВУД В ВИННИЦЕ
Второй вечер в театре стал американским. Хотя на «голливудскую» программу публики собралось меньше. Концерт состоял из десяти композиций, исполненных эстрадно-симфоническим оркестром «Леополис». Снова на сцену вышли львовяне, «расширенные» винницкими музыкантами под командой Петера Маркса. В концерте «Музыка Голливуда» прозвучали попурри из кинофильмов. Живое звучание сопровождало демонстрацию фрагментов из популярных американских фильмов: «Фантом оперы», «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря» и других лент.
МУЗСАЛОН
В третий раз на фестивале все было совершенно «не так». Во- первых, действие происходило в музыкальном салоне Художественного музея. Директор Илья Безбах и его жена, и заместитель Наталья — люди очень музыкальные и творческие. В стенах, которые они опекают, находится небольшая, но роскошная коллекция полотен, скульптур и предметов старины из собраний XVII—XIX веков, принадлежавших подольским магнатам, в частности, Потоцким. Созданная из сохранившихся на Винничине, вернувшихся на Родину из-за ее пределов раритетов, она со вкусом размещена в залах. И вот среди этой красоты (примерно раз в месяц) в салоне музея собирается около полусотни ценителей камерной музыки. На этот раз прозвучал цикл 45-летнего американского композитора Джека Хегги «Eve-song» («Песня Евы») на стихи Филиппа Литтла. Его содержание — размышления первой женщины человечества о ее праве на материнство и счастье. В концерте участвовала Сабина Винтер, которой аккомпанировал львовский пианист Мирослав Драган. Исполнение стало премьерой этого цикла в Украине. Восемь песен следовали по принципу контраста. Авторская стилистика Хегги оказалась традиционной: музыка тональная, композитор использует элементы экспрессионизма, иногда джазовые ритмы и гармонии, американские лирические бытовые музыкальные интонации. Драган оказался хорошим ансамблистом и аккомпаниатором. Концерт украсила эрудированная ведущая, педагог Винницкого училища искусств им. Леонтовича Элеонора Рожкова.
УКРАИНА — ГЕРМАНИЯ
О нынешнем музформе и ближайших планах мы побеседовали с директором Благотворительного фонда содействия развитию талантов Подолья, скрипачкой Ириной Френкель:
— Мы отталкиваемся от произведений, которые нравятся слушателям. Потом ищем исполнителей, имеющих возможность их представить, сыграть. К сожалению, у нас в Украине трудно найти, скажем, музыкантов «под заказ», т. е. тех, кто сможет исполнить конкретное произведение. Нам повезло, что мы работаем с львовянами из «Леополиса». Эти музыканты готовы выучить, привезти и исполнить то, что нам нужно.
— Расскажите о своих учителях.
— Я училась в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории (теперь — Карельской). До этого закончила Северодвинскую музыкальную школу, Архангельское музыкальное училище. У меня славянская скрипичная школа. Меня учили педагоги Гафанович, Гершевич, Зельцер, Векслер. Трое из них уехали в Америку, а последний, профессор Векслер — патриот. Он говорил: «Мы должны своими смычками построить цивилизованное общество». Очевидно, его энергия передалась мне. В Украину я приехала в 1991 г., когда вышла замуж. Мы решили создать камерный оркестр, потом провести джазовый фестиваль (я училась с Кондаковым, была заместителем директора Винницкой филармонии по творческой работе). В 25 лет получила звание заслуженной артистки Украины. Но проработав четыре года, поняла, что государственная система мне не очень нравится. Уволилась, вместе с единомышленниками мы открыли Фонд содействия развитию талантов Подолья, и ни минуты не жалею о том, что порвала с государственной системой.
— В каком городе вы живете в Германии?
— Через неделю я улетаю в Ульм. Там тоже начинается работа. А в конце апреля будем играть «Историю солдата» Игоря Стравинского. В Германии я полтора года назад открыла концертное агентство с целью представлять украинскую музыку и привозить сюда хороших (хотя и не дорогих) исполнителей. Потому что «звезды» стоят очень дорого. Сегодня есть немало замечательных артистов, готовых приехать в Украину и показать свое мастерство. Уже запланированы программы и участники ближайших фестивалей в Виннице.
Выпуск газеты №:
№49, (2007)Section
Тайм-аут