Последний «опришко» Карпат собирает романтиков
Исполнилось 105 лет со дня рождения Николая Шугая — сына крестьянина-лесоруба из закарпатского села Колочава, в чью честь ныне начали проводиться фестивали романтических душ.
«В том краю, где горы на горах, а пропасть в пропасти, где в сумерках древних лесов, наполненных запахом тлена, рождаются родники и умирают старые клены, попадаются и до сих пор очаровательные места». Так писал о селе Колочаве Межгорского района Закарпатья чешский писатель Иван Ольбрахт, который каждое лето с 1931 года по 1936 год приезжал сюда. Тогда Закарпатье входило в состав Чехословацкой республики. Здесь один из основателей КПЧ написал свои произведения «Колочава», «Николай Шугай-разбойник», «Марийка-блудница».
Летом и осенью в Колочаву приезжает несколько сот чешских туристов. Путешествуют по местам, которые описал Иван Ольбрахт в художественных произведениях, документальных репортажах. Каждый непременно посещает могилу Николая Шугая, а также места погребений убитых им нескольких чешских жандармов. Шугая назвали последним опришком Карпат. Во время Первой мировой войны мобилизованный Николай бежал из австро- венгерской армии и скрывался в родных горах. Когда в Закарпатье начала хозяйничать чешская администрация, Шугай, живя в нищете, совершил кражу, во время которой убил нескольких жандармов. Его искали и 16 августа 1921 года Николая и младшего брата Юрия зарубили топорами бывшие приятели. Поселившись летом 1931 года в Колочаве, И. Ольбрахт много общался с отцом опришка Петром Шугаем, женой Эржикой, братом Иосифом, крестьянами Колочавы и окружающих сел. Все зарубежные гости непременно хотят побеседовать с живой 82-летней дочерью Шугая Анной (говорят, она недавно сама ездила в Чехию агитировать приезжать в Колочаву). Николая Шугая-разбойника никто ни из местных колочавцев, ни из приезжих не осуждает, а описывают с романтическим ореолом, как, например, Ян Грунь из чешского города Липтовский Микулаш, который вместе с двумястами соотечественников прибыл на первый не только в Колочаве, но и в Закарпатье, всей Украине и всей Европе фестиваль романтических душ. И со своим баяном сразу окунулся в действо. Впоследствии возглавляемая им группа пела со сцены украинские, чешские песни.
Фестиваль организовала учительница колочавской школы Наталья Тумарец, которая не только пишет песни и поет, но и руководит музеем Ивана Ольбрахта. Вместе с директором школы, пылким музыкантом Юрием Хлантой, другими единомышленниками создали центр общества чешской культуры. Наталья Тумарец первой наладила контакты с туристскими фирмами Чехии. Сначала приезжали по несколько человек на своих автомобилях. А уже 12 лет турфирмы направляют сюда группы автобусами. Перед поездкой, как правило, каждый путешественник перечитывает Ивана Ольбрахта. Руководитель турфирмы из Брно Мартын Миташ рассказывает, что экскурсантов больше всего привлекают живописная природа, общение с людьми, местный фольклор, народные обычаи, обряды. Проводят исторические параллели и встречают немало похожего с описанным Иваном Ольбрахтом.
Вся Колочава после церковных служб в большом православном храме и сбитой из досок маленькой греко-католической церковке, забыв на мгновение о бедах, грызне, наслаждалась выступлениями на фестивале романтических душ исполнителей из Межгорского района, Хуста, Ужгорода. Особенно пленил всех фольклорный ансамбль «Ужгород». Свадебные мелодии, песни в его исполнении мысленно возвратили к началу прошлого века. Вспомнилась героиня произведения Ольбрахта Марийка, которую блудницей назвали. Муж Петр едет на заработки, а Марийка гуляет с Данилой. Петр топит в реке за это Данилу. Марийка была молодая, красивая. Кажется, вон там ноги моет на камне. Ныне, как и в начале ХХ века, немало колочавских хозяев на заработках по всему миру, в Чехии также. Но вездесущие и всевидящие пожилые колочавки утверждают, что их молодые жены верные и не помышляют о каком-то флирте, даже с богатыми чешскими романтиками. Последние же останавливаются в колочавской школе, продукты покупают у людей, сувениры также. Могли бы некоторые жители с небольшими доходами открыть у себя центры сельского туризма и зарабатывать нормальные деньги. Процветал бы в Колочаве и отельчик, скажем, под названиями «Чудо с Юльчей» или «Печальные очи Анны Караджичевой» (это из произведений того же Ольбрахта). С помощью властей Межгорщины Колочава могла бы зарабатывать для районного бюджета немалые деньги. На могиле Николая Шугая маленький металлический крест могли бы заменить на более-менее приличный могильный памятник. Но сейчас колочавцы воспринимают все, что здесь происходит, как экзотику. Напрасно.
После фестиваля было угощение. Все закуски, напитки для этого приготовила чешская сторона. Произносили тост за тостом и в каждом прославлялась Колочава, как маленький островок искренней неподдельной украинско-чешской дружбы, и пели «Многая літа» гостям из Чехии. Я осмотрел сидящих за столом — ни одного чеха здесь не было. В поте лица они подавали блюда, убирали посуду. Трембитар из Межгорщины буркнул под нос: чехи могли бы свое пиво охладить....
Выпуск газеты №:
№175, (2003)Section
Тайм-аут