Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Посвященные одержали верх над чудаками

19 апреля, 00:00

«Теоретическая» часть «Формулы Посвященных» как никогда обширна. Сама Валентина Чайковская говорит о своей седьмой выставке следующее: «По всей земле разбросаны горсточки людей, которые очень много делают для нашей планеты. Их не обуревают личные страсти, перспективы личной жизни и эгоистической удачи в физическом плане, они свободны от рабства своей душевной сферы, они осуществляют план — волю Господа. Это учителя. Таким людям и посвящается эта выставка».

Экспозиция расположена в трех залах. У каждого — свое название и свое назначение. Зал первый — «Земные радости». Сюда оттеснены самые, быть может, обаятельные, сказочные картины Валентины Чайковской («Освети», «Детские забавы», «Всегда открытое небо»). Это почти исключительно — работы прошлых лет, для художницы в какой-то мере — пройденный этап. Здесь же — включенная в выставку инсталляция — «Спираль», начинающаяся плодами-фруктами (земными радостями) и заканчивающаяся золотистым топазом — символом откровения. Зал второй — «Поиск», иными словами — время ученичества. Здесь мирно соседствуют старые («Домой», «Королева святого Розария», «Был розовый снег») и новые («Кормление светлых мыслей», «Смотрящий сквозь века. Мастер Витража», «Немного до полного счастья») картины Валентины Чайковской. И, наконец, третий зал — «Полнота», посвященная собственно Учителям, достигшим всей полноты знания («Незамерзающая глубина», «Вне пяти элементов»).

Картины Валентины Чайковской прежде всего удивительно даже не просто красивы — драгоценны. Дело не столько в их содержании (которое нередко требует самостоятельно «теоретической» части), сколько в выбранных художницей символах, которыми передаются те или иные понятия. Хрупкие хрустальные замки, разноцветные сияющие горы, огромные цветы, звезды и драгоценные камни — мир художницы соткан из бесчисленных деталей, каждая из которых — ювелирное по тонкости живописное украшение. Картины, составившие «Формулу Посвященных», в этом отношении — не исключение. И все-таки...

Эпиграфом к нынешней выставке Валентина Чайковская поставила фрагмент из книги О. Айванхова «Основной ключ проблем существования»: «Чтобы создать гармонию, нужно прежде всего понять, что гармония предпочтительна. Затем нужно ее пламенно желать и, наконец, решить, что будешь делать усилия и приносить жертвы, чтобы воплотить ее. (...) И Она будет говорить одна. Вот почему было сказано: «Молчи!». Формула Посвященных: «Знать, хотеть, осмелиться, молчать». Слово часть используют, чтобы затуманить истинный смысл, в то время как молчание выражает реальность». Звучит в высшей степени торжественно и значительно, но почему-то — холодно, совсем холодно.

А теплоты и радости — человеческой теплоты и человеческой радости — осталось немного разве что в словах, поставленных под картиной «Песнь о чуде и бесконечный холст»: «Да творят чудеса те, кто умеет мечтать — чудаки!». Но Чудаков на нынешней выставке — мало. К ним теснишься, как к догорающему костру: девочка, самозабвенно пускающая мыльные пузыри («Детские забавы»); чета странствующих актеров, шагающая за кибиткой («Всегда открытое небо»); мастер, видящий радужное сияние еще не созданного витража («Смотрящий сквозь века. Мастер витража»); сказочная фея со своим верным котом («Хранительница снов»). Возможно, Чудаки прошлого превратились в нынешних Посвященных. Но скорее — во всяком случае, от этой мысли невозможно отделаться — на этот раз Посвященные одержали верх. Возможно, навсегда. Жаль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать