Посыл к совести
В Харькове открылась выставка экоплакатов немецкого художника Клауса Штека![](/sites/default/files/main/articles/09042013/12plakat.jpg)
В первые теплые апрельские дни в харьковской Муниципальной галерее символично открылась выставка плакатов о хрупкой красоте природы, на которую наступает потребительская бездумность и человеческая жадность. Экологические и социальные плакаты одного из самых известных и скандальных художников Германии Клауса Штека были созданы по большей части еще в 70-х — 80-х годах прошлого века, однако остаются актуальными.
75-летний автор не смог лично посетить открытие из-за болезни. Художник Олег Векленко и поэт Сергей Жадан, который, в частности, взял интервью у автора и составил его украинский каталог, увидели в пронзительных работах предложение для украинцев не только говорить на острые экологические, социальные и политические темы, но и действовать. По примеру самого Клауса Штека, который вот уже более 40 лет старается изменить систему, которая разрушает живую планету. И система постепенно меняется, что мы наблюдаем по внушительным экологическим достижениям Германии. Позитивный ориентир для гражданского общества развивающейся Украины. Кроме того, Сергей Жадан уверен — работы немецкого мастера могут убедить украинских художников не закрываться исключительно в чистом искусстве, а смело и откровенно говорить об экологических, социальных и политических проблемах, выстраивая свою творческую стратегию и свое существование в арте.
Птица, умирающая в нефти, дерево, которое задыхается в петлях бетонных магистралей, кипятильник в аквариуме, велосипедист под массивной шиной автомобиля — каждая из этих работ может быть иллюстрацией к новостийным сюжетам в разных местах нашей страны. «Это сильные и впечатляющие плакаты. Но они должны висеть не в художественной галерее, как артефакты, а на улице. Они могут по-настоящему впечатлять в реальной ситуации, как отклик на реальные события», — заметил Олег ВЕКЛЕНКО, один из ведущих мастеров экоплаката не только в Украине, но и в мире, президент триеннале «Четвертый блок». Он предложил представить, как изменится сознание горожан, если в одночасье на центральных улицах вместо реклам бутиков и бигбордов с лицами политиков появятся эти красочные свидетельства разрушительной деятельности человека.
«Плакат — это особый вид искусства, который трудно оценивать с эстетической или искусствоведческой точки зрения. Это посыл к совести», — полагает куратор «Муниципалки» Татьяна ТУМАСЯН. По ее мнению, искусство плаката утрачивает свои позиции и силу из-за обилия рекламы и искажения смыслов в Интернете, и подобные выставки вдыхают в жанр новую жизнь.
Одна из инициаторов выставки, директор Гете-Института в Украине Вера БАГАЛЬЯНЦ, уверена: в Украине очевиден рост мирной гражданской активности, связанной с «зелеными» проблемами, позитивным примером она считает набирающую обороты популярность велосипедного движения. « В Украине есть желание разрабатывать альтернативные источники энергии, и в школах очень популярна тема экологии, — говорит она. — Перемены в обществе происходят снизу, а не сверху. Так было в Германии, и в Украине все получится!»
О том, что искусство плаката и экологические проблемы имеют в Харькове особое значение, продемонстрировал неожиданный факт. По словам художника Олега Векленко, накануне выставки, во время монтажа экспозиции, в галерею позвонили из Харьковского горсовета. У организаторов с опаской спросили, нет ли среди плакатов материалов о вырубке лесопарка. К радости чиновников, немецкий дизайнер об этой проблеме пока не слышал. Зато у харьковских художников есть масштабное поле деятельности. Причем поле в прямом смысле, вместо вырубленных деревьев.
Выпуск газеты №:
№64, (2013)Section
Тайм-аут