Про «уродов» и Чечню
Фильмов о чеченской войне в последнее время появилось как грибов после дождя. Тут вам и бравые питерские менты, ловящие грозных мафиози, и спецназовцы, разглядывающие противника со спутника, и Сергей Бодров, похоже, всерьез прописавшийся в горах еще со времен «Кавказского пленника». А были еще «Блокпост», «Чистилище»... Российский кинематограф сознательно или нет стал пропагандировать войну, превратив ее в некий тест на патриотизм. Впрочем, подобный опыт новым не назовешь. Достаточно вспомнить всего лишь знаменитые пропагандистские фильмы немцев. Скажем, «Олимпия» Лени Риффенштайль. Ну чем не «Спецназ»? Гимн сильным и храбрым. Правда, известно, чем в Германии дело закончилось.
«Только на войне можно стать мужиком, а до этого ты пацан. Я рад, что ты там был», — говорит герой В. Гостюхина сыну, вернувшемуся с войны в новом фильме Алексея Балабанова «Война». Говорит он это и миллионам российских «пацанов», чья кипучая деятельность в печально известных событиях в Москве после футбольного матча стала возможной, уверен, не в последнюю очередь благодаря таким фильмам. Только они ТАМ не были. Да, видно, очень хочется. А что, аналогий с Лени Риффенштайль можно найти много. В поделенной, бедной как церковная мышь, послевоенной Германии царили реваншистские настроения. Уровень жизни среднего россиянина сегодня, наверное, не выше. Да и перманентную войну триумфальной не назовешь. Большинство самых активных хулиганов во время погрома на Манежной — классический люмпен. Озлобленный на всех и вся и без кинематографа. Только и ждущий на ком бы сорвать злобу, доказывая свою состоятельность да псевдомужественность. А ведь это только верхушка айсберга.
Сегодня Россия, как и мы, занята поиском объединяющей национальной идеи. Но когда этот поиск переходит в жажду удовлетворения великодержавных амбиций, это настораживает. И отговорки типа — «это всего лишь небольшая часть несознательного населения» — как-то не убеждают. Эсеры с меньшевиками, как утверждают историки, превосходили в численности большевиков чуть ли не в десять раз. А результат опять-таки известен. «Это язык не английский. Этот язык он понимает», — говорит главный герой «Войны» Иван Ермаков, избивая связанного чеченца, в ответ на негодование своего английского друга. Балабанов убежден, что и русские его понимают. Понимают политику кнута и пряника. В данном случае пряником можно назвать официальный лозунг российских ультраправых «Россия для россиян». Прониклась этой идеей даже бабушка-пенсионерка, к которой Иван пришел, чтобы передать весточку от сына, находящегося в чеченском плену. «Я же говорила. Ничего от этих — в кепках — хорошего не будет. Я никогда у них мандарины не покупала» — вздыхает старушка. С терроризмом бороться надо, кто спорит. Но зачем же бороться с кепками, носами и акцентами? А для борьбы действительно с терроризмом существует регулярная армия. Думаю, она вполне справится и без шовиниста Балабанова, проехавшегося катком по американцам и украинцам в «Брате-2», а теперь расплевывающего свою желчь на «черных».
Сюжет фильма вполне типичен для «балабановско-бодровских» картин. Дебютант кинематографа Алексей Чадов сыграл русского солдата Ивана Ермакова, попавшего в чеченский плен. Вместе с ним в яме находятся английские актеры, приехавшие на гастроли в Тбилиси — Джон (Иэн Келли) и Маргарет (Ингеборге Дапкунайте), непонятно, собственно, как оказавшиеся в Чечне. Надо думать — похищенные из столицы Грузии. (Конечно, многие говорят, что чеченско-грузинская граница «прозрачна», но ведь не настолько же!) Со временем их перебрасывают в другой аул, где в аналогичной яме находится, конечно же, Сергей Бодров, он же — капитан Медведев. Раненый, но не сломленный. Харизматическая личность, потрясшая своей волей сердце молодого бойца. Знание английского помогает Ивану общаться в британцами. В плену они — рабы жестокого и лживого полевого командира Аслана Гулаева. Тот освобождает Ивана и Джона. Для того, чтобы англичанин собрал в Лондоне два миллиона на выкуп за Марго — свою невесту. А Ивана — в обмен на выпущенного российскими военными чеченца. Джон, собрав только 450 тысяч и не получив поддержки британского и российского правительства и спецслужб, обращается за помощью к уже демобилизовавшемуся Ермакову, чтобы тот поспособствовал в передаче денег Гулаеву. Иван соглашается. И даже не ради немалых денег, обещанных Джоном, а ради неподвижно лежащего в холодной яме капитана, которого он так часто вспоминал дома, попивая ненавистный чай «Акбар». Вдвоем они пробираются через блокпосты в Чечню, устраивают засаду, чтоб обзавестись транспортом и (какая удача!) сразу подстреливают «джип» с каким-то крупным чеченским авторитетом, доверху напичканный автоматами, пистолетами и гранатами. Дальше дело пошло веселей. Подобрав чабана по дороге, они обходными горными тропами приходят в лагерь Гулаева, и разделываются со всеми. Плечом-к-плечу с русским и англичанином воюет и чабан, которого хитрый Иван склонил на свою сторону... угрозами расправы с его семьей. Маргарет, естественно, влюбляется в бравого капитана, и они сплоченной чечено-русско-английской группой обманывают подоспевшие силы террористов, уплывая от них на наспех сколоченном плоту. В итоге, укрывшись в полуразрушенной башне, они, как мушкетеры в Ля Рошели, сдерживают толпы разъяренных врагов. Боевики Гулаева с автоматами, фугасами и гранатометами ничего не смогли поделать до прибытия спасительной «вертушки» с российскими солдатами. Такой вот себе экшн.
Впрочем, финал по-российски грустный, потому что все оказываются сволочами. Чабан, которому щедрый Иван отдает $1000, не благодарит его, а свидетельствует в суде. Джон, оказывается, все время снимал фильм о своих злоключениях после возвращения в Чечню, что для Ивана оказалось новостью. (На последнюю операцию против Гулаева, например, англичанин пошел с прикрепленной к шлему видеокамерой, которую трудно не заметить.) По возвращении на Альбион он делает фильм и становится знаменитым. А на пленочке- то все Ивановы деяния! Маргарет даже не благодарит спасителя. Один только Медведев-Бодров заступился за экс-сержанта. Оно и понятно. Будет кому на смену оставить нишу супергероя, чтобы пока еще слабо подкованная в национал-патриотических вопросах молодежь знала, на кого равняться. «На войне не надо думать, на войне надо убивать»,— говорит Ваня, не особо переживая по поводу случайно убитой им чеченки. «Они все террористы...» Браво, Балабанов! Про уродов получается неплохо. А про людей?
Выпуск газеты №:
№113, (2002)Section
Тайм-аут