Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Путь светлячков

В Украине прошел фестиваль японского кино
18 сентября, 00:00

С уважением к каждому кадру снимают свои фильмы японские кинематографисты. Кропотливая работа над каждой сценой остается незаметной — мы замечаем только простоту. В этом могли убедиться те, кто просмотрел ленты из программы фестиваля японского кино, организованного в Харькове и Киеве Посольством Японии в Украине.

В японских фильмах — и ностальгия по эпохе великих чайных мастеров, равных которым уже никогда не будет, и горький вопрос ребенка: «Почему умирают светлячки?». Чайный мастер Сенно Рикю делает харакири, потому что его путь — простоты, мудрости и силы — несовместим с миром, в котором правят такие люди, как сегун Тойотоми Хидейоши («Смерть чайного мастера», режиссер Суо Масаюки, 1984). А почти через четыре века после смерти Рикю погибнут мальчик Сеита с маленькой сестренкой Сецуко, которая так горевала за светлячками. Взрослым, которые под адскими налетами вражеской авиации кричали: «Да здравствует император!», было не до того, чтобы спасать сирот (мультфильм «Могила светлячков», режиссер Исао Такахата, 1987). Японские кинематографисты ищут причины самых тяжелых поражений своей страны, а найдя, рассказывают о них откровенно и просто. Поэтому их работы должны быть небезразличны художникам, которые стремятся исследовать глубокие комплексы собственного народа.

Такими близкими кажутся девять наивных самураев, которые пытаются разоблачить коррупционеров среди руководителей клана и едва не попадают в ловушку («Цубаки Санджюро», режиссер Акира Куросава, 1962). Их спасатель Цубаки Санджюро напоминает, что «хороший меч всегда должен быть в ножнах». Ему самому редко удается быть таким мечом. Он — обнаженный клинок, самурай без сюзерена, путешественник и бунтарь. Неповторимая режиссура и тонкий юмор Акиры Куросавы делают этот фильм настоящим неподвластным времени шедевром.

О разнообразии программы фестиваля организаторы позаботились, включив в него также культовый фильм ужасов Хидео Накаты «Звонок» (1998) и комедию «Сумо достало!» (режиссер Суо Масаюки, 1984) — на вечную тему веры в себя, веры в команду, в изнурительную работу на тренировках, которая наконец превращается из «пыток» в главное увлечение, а для кого-то и в дело всей жизни.

Столичная публика сполна оценила работу японских кинематографистов. Вход на просмотр фильмов в кинотеатре «Жовтень» организаторы фестиваля сделали свободным — и не ошиблись. (Правда, на фильм «Звонок» не попала половина желающих — не хватило мест в зале, а повторный сеанс так и не организовали). Потолкавшись в фойе и отвоевав себе немного «жизненного пространства» в зале — пусть даже на ступеньках или на полу перед экраном — публика преимущественно замирала, и даже по мобильным телефонам разговаривала кратко и шепотом. Внимание мастеров кино к каждому светлячку, к каждому кадру в то же время является уважением к каждому зрителю в зале. А уважение — и об этом издавна знают в Японии — обязательно вызовет взаимную благодарность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать