Рисовал как ребенок
Во Львове демонстрируют произведения гениального наивного художника Никифора (Епифания) ДровнякаТри акварельных работы, и это — натюрморты 1930-х годов, находятся в постоянной экспозиции отдела «Украинское искусство ХХ века» Национального музея им. Андрея Шептицкого во Львове (ул. Драгоманова, 42).
«Этот акварельный цикл считают одним из наиболее интересных в творчестве Дровняка, — рассказывает «Дню» заведующая сектором связей с общественностью НМЛ Людмила СПИВАК. — Вообще, в коллекции Национального музея было около ста работ этого художника, но в 1952-м, когда уничтожались фонды Национального музея, исчезли, кроме этих трех, все работы художника. А эти работы попали в музей от Романа Турина, который, собственно, и был первооткрывателем Дровняка, потому что именно Турин впервые выставил произведения Никифора на профессиональной выставке в Париже».
Наш экскурсовод рассказывает, что искусство Никифора из Криницы (1895—1968) зарождалось на пересечении культур Украины и Польши. Украинец по происхождению, лемковский самоучка, он творил под ощутимым влиянием украинского народного искусства. «Один из самых известных в мире наивных художников, который, вне сомнения, был одной из самых необычных и в то же время таинственных личностей европейского искусства ХХ века, Никифор Дровняк очаровывает до сих пор, — говорит Людмила Спивак. — А особенно потому, что часть биографии художника, красочной и в то же время — трагической, в частности, и что касается его молодых лет, в значительной степени основывается на предположениях и овеяна многими легендами. Точно даже неизвестно, почему художник использовал имя Никифор. Неизвестно также, откуда появился «Никифор-Матейко». Возможно, это была придуманная кем-то шутка, которая, вероятно, понравилась художнику, поскольку указывала на высокий художественный уровень его картин. Никифор много лет бедствовал, а на склоне лет был удостоен чести выставлять картины в самых престижных музеях и галереях мира».
«ПЕЙЗАЖ»
Картины Никифора Дровняка сравнивают с лучшими образцами украинского примитивизма XVI-XIX веков — безымянными авторами «Казака Мамая», икон и бытовых портретов, рисунков на стекле и дереворезов. Его фамилия стоит в одном ряду с именами Екатерины Билокур, Нико Пиросманишвили, Марии Приймаченко. Наивный и в то же время мудрый, Никифор не получил образования, а творил особый художественный мир по собственным законам. В искусствоведческих книгах его называли по меньшей мере 17 именами — в частности, Никифор из Криницы, Никифор Криницкий, Ян Криницкий, Матейко из Криницы, Мастер из Криницы, Лемко Никифор.
Родился художник 21 мая 1895 года в Кринице, и это — популярный курорт тогдашней Польши. Воспитывала мальчика мать-одиночка Евдокия — глухонемая убогая и бездомная сельская женщина, которая зарабатывала на жизнь временной работой в местных пансионатах (разжигала печи и носила воду из колодца). Никифор получил фамилию матери, а вот что касается имени Епифаний, то его якобы дали из календаря (как принято было в случаях, когда ребенок не имел отца). Окрестил ребенка отец Николай Куропас — священник греко-католического прихода в Кринице (теперь — приход православного обряда).
У мальчика от роду был дефект произношения. Говорил он невыразительно — как на украинском, так и на польском, поэтому окружению трудно было его понять. «Выражался» картинами, а живопись считала очень ответственным трудом. Рисовал не для себя — для других. Рисовал, потому что требовал.
«Каждая его картина посылает какие-то сигналы, а эти сигналы сразу приводят в движение разные «приспанные» сферы мышления и памяти. Просыпаются воспоминания, мечты, мысли — от наивных, иррациональных до логических, рациональных, — говорит Людмила Спивак — Собственно, в этом — наибольший смысл живописи Дровняка».
Первую кисточку сделал сам, когда работал уборщиком в цирюльне, — из помазка. В воде не смачивал — слюнявил. Рисовал самыми дешевыми акварельными красками и мелом на бумаге, и это часто была макулатура — списанные школьные тетради, плакаты, упаковочная бумага, картон. «Мастерскую» раскладывал в многолюдных местах — перед водолечебницей. Выкладывал из сумки краски, кисти и карандаши, вынимал бутылочку с водой, рисовал акварели или делал зарисовки. Рядом ставил на продажу (Сувениры из Кринирцы») несколько уже готовых работ. Также — коротенькое «письмо-просьбу», где было указано, что рисовать научился сам. А еще в письме просилось поддержать и помочь: «Бог вас отблагодарит».
По самым скромным подсчетам, на протяжении жизни Никифор создал более 40000 рисунков, многие из которых уничтожены. К сожалению.
Открыл миру гениального наивного художника Роман Турин — украинский живописец из Львова, выпускник Краковской академии искусств, который накануне Второй мировой войны часто приезжал в Криницы к родителям. Собрал около двух сотен работ Никифора и отдал на выставку в галерею Leon Marseeille в Париже, открытие которой состоялось в конце 1932-го. Впоследствии Дровняка опекали краковские искусствоведы Элла и Анджей Банах, и их патронат, продолжавшийся более 20 лет, как и, собственно, патронат Турина, способствовали тому, что работы Дровняка вошли в оборот мирового искусства.
В последние годы жизни Никифор находился на попечении художника и фотографа из Криницы Марьяна Влосинского.
Умер 10 октября 1968 годы от туберкулеза. Одну из своих последних картин подписал «Святейший Никифор».
В конце следует прибавить, что в 2006 году во Львове установлен памятник Дровняку (скульптор Сергей Олешко, архитектор Михаил Ягольник). Бронзовый Никифор словно отдыхает в центре города — на площади Музейной, близ Музея истории религии. К фигуре гениальной самоучки, бывает, даже очереди выстраиваются — чтобы потереть нос, палец, колено или сапог. К счастью.
Выпуск газеты №:
№202, (2018)Section
Тайм-аут