Рушник длиной 22,5 метра вышивают в Билогирском районе

Свиток полотна, словно Древо бытия. Искусные вышивальщицы кладут на полотно, вышитое крестиком, свой взгляд на характерные особенности родного села, передают от общины к общине. «Как говорят в народе, в каждом дворе свое поверье. А история — одна на всех», — говорит глава Билогирской районной госадминистрации Владимир Кобера о том, что сюжеты на рушнике не повторяются.
«25 территориальных общин. Следовательно, столько же сюжетов и будет на рушнике длиной 22,5 метра, — продолжает глава. — 7 марта 2008 года исполняется 85 лет нашему району. Готовясь к этому событию, решили, в частности, вышить рушник. Это будет и оберег, и перевясло, соединяющее человеческие души, прошлое с настоящим и будущим... «Оберег человеческой доли Билогирского края» — именно так и назвали рушник».
Начали работу в Ямполе, продолжили в Денисовке, Ставыщанах, Йосиповцах, Семенове... В селах бойко обсуждают вопрос о том, что именно желали бы видеть на рушнике, а уже потом поручают вышивание самым достойным. Заранее договорились о технике вышивания. Только крестиком, не гладью. «Потому что каждый несет свой крест», — объясняют.
Ольга Федунец рассказывает, что в ее родных Сушивцах все вышивают, как говорят, с деда-прадеда: «В какую хату ни зайди — везде иконы под рушниками. Из поколения в поколение и в нашей семье так заведено. А как же — и приданое себе вышивала».
Говорит о преобладающих цветах: голубой, желтый — символы независимого государства, красный — любви. Не забыла и о цветах и оттенках надежды, веры, добра. Говорит о линиях, в которые она вложила хоть и особый, но понятный для всех смысл: «Чтобы жить и быть в согласии с людьми, с природой». Мол, рушник имеет не декоративное, а сакральное, ритуальное значение.
Вот же оно, вечное Древо жизни, вышитое в Ямполе пенсионеркой Антониной Шаплай. На рушнике — девственные зеленые луга. Под ними — исторический слой трипольской культуры. «Чтобы не зарастал травой забвения», — вышивая, заговаривала Антонина. А дальше — старинная Тихомельская часовня, герб поселка.
Орнамент — это унаследованное, техника — приобретенное. В Мыклашах, как говорят, и пруд, и мельница, и зеленый садик. А в пруду — белые лебеди. И Надежда Мельник воспроизвела на полотне характерную особенность родных Мыклашей. «Птицы демонстрируют свою лебединую верность нашему селу, всем пример подают. А как же, люди вдохновляются и наследуют», — говорит Надежда.
А в Йосиповцах? В этом живописном селе растет старая-престарая липа. Никто не знает, когда и кто ее посадил. В Йосиповцах считают: «Липа — оберег села». В Юровке бьет источник. Ни у кого нет сомнений по поводу того, святой ли он. Все уверены: святой! Кто из пожилых людей заболеет — спешит к этому источнику для исцеления. Воссоздали на полотне источник две мастерицы — Инна Присяжнюк и Ольга Ковальская.
Село Погорельцы отличается астрами у каждого плетня. А еще — аистами. Не «ленивые» они, эти птицы. Неутомимо «улучшают» демографическую ситуацию. Поэтому и открыли в Погорельцах детский садик...
Девушки и женщины вышивают долю, передают свиток соседним общинам, которые, терпеливо ожидая своей очереди, ищут и думают, чем и как их села могут, как говорится, мир удивить. И находят. Вон там, над речкой Горынь — село Корница. На границе с Двирцем Изяславского района. Между Корницей и Двирцем — урочище, названное в народе Монастырищем. Говорят, что именно здесь 15 августа 1556 года при церкви Святой Троицы начали писать Пересопницкое Евангелие. Вот и решают в эти дни, как лучше всего воспроизвести на полотне важное историческое событие.
Предполагается, что вышитый всеми территориальными общинами самый длинный рушник передадут в районный историко-краеведческий музей.