С каньоном наедине
«Маленькой Швейцарией» называют поселок Буки (Маньковский район Черкасщины)Нашему путешествию не помешали ни дождь, ни холод. Расстояние от Черкасс до Буков — почти 160 км (три часа в пути — и мы с подругой уже на месте). Познакомились с бабушкой Леной и ее карликовым пуделем Чарли. Собачка показала дорогу к хате, а хозяйка рассказала, что местные жители произносят название поселка с ударением на последнем слоге, а каньон здесь называют не иначе как «скалами».
Собственно, ассоциации, возникавшие у нас при упоминании названия Буки, были разнообразными — здесь тебе и неповторимый американский писатель Чарлз Буковски, и давнее упоминание о том, что когда-то в националистической организации «Тризуб» за непослушание карали буками (но не били по спине буками, а когда говорили «20 буков», то это означало 20 отжиманий от пола на кулаках). Однако все оказалось значительно проще: первые упоминания о поселке Буки датируются 1515 годом, а название происходит от имени Бук, позже ставшего фамилией. Название дерева возникло от собственного имени Бук, которым назвали растение еще древние славяне. Поэтому считается, что название Буки происходит от имени или фамилии основателя поселения.
Нас больше всего интересовало горное чудо на равнине — Буцкий каньон. Прошли вдоль речки Горный Тикич и сразу заметили, что повсюду множество камней разного размера. Самая настоящая тебе горная река, ничем не хуже Черной Тисы или Прута! По количеству рыбаков можно было сделать вывод о том, что рыбы здесь тоже водится немало.
Сначала увидели дамбу первой в Украине сельской гидроэлектростанции. Ее возвели в 1929 году по плану ГОЭЛРО. Станцию сооружали почти вручную — специальной техники тогда не было. За два года проложили дамбу длиной 90 метров. В машинном зале установили три горизонтальных турбины мощностью 275 лошадиных сил каждая. Обороты турбин регулировались автоматически, а вода из Горного Тикича подавалась по системе шлюзов. Когда-то эта гидроэлектростанция давала ток не только Букам, но и нескольким окружающим селам. А сегодня стоит в полном упадке...
И вот, наконец, каньон! Его камням по разным подсчетам более двух миллиардов лет. И все это время река омывала гранит, пока не образовался впечатляющий каньон со склонами высотой более 25 метров. Удивительно то, что вокруг равнина, а здесь — живописный каньон. И даже водопад есть — Выр. А камни такие величественные и суровые, что как-то даже страшно к ним прикасаться. Прямо на скалах растут желтые цветы. Красота невероятная! Таинственность этому месту придают руины старой мельницы. Местные жители утверждают, что она была построена еще в XIX веке. Здесь мололи зерно, разные крупы и т.д. Потом мельница закрылась, а впоследствии ее стали разбирать «на сувениры».
Впрочем, сегодня полуразрушенная мельница пользуется популярностью. Так, осенью прошлого года там снимала клип на свою песню с причудливым названием «The Kukushka» украинская певица Злата Огневич. Для жителей Буков это нерядовое событие. До сих пор вспоминают, что около старой мельницы несколько дней гарцевали на конях, а ночью включали мощное освещение (съемочная группа даже притащила с собой дизельную электростанцию!), от чего руины имели вид импозантного замка. Автором видео стал российский кинорежиссер Олег Степченко, известный работой с Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, группами «ВИА Сливки» и «ДДТ»... В Буках недостаточно развита инфраструктура, руины мельницы де-юре не являются историческим памятником, здесь никто не следит за тем, как ведут себя туристы во время посещений каньона, никто не штрафует за засорение территории или, тем более, за разрисовывание-выкорчевывание деревьев. Но здесь надеются на самосознание тех, кто берет на себя ответственность называться «путешественниками».
Побродить вдоволь по каньону нам не удалось. Уже вечерело, да и замерзли ужасно. Кроме того, приподнятое настроение сменилось тихой грустью после увиденных следов пребывания на скалистых склонах так называемых туристов. Поэтому мы вернулись в дом на ночевку. На следующий день стало намного холоднее, да еще и дождь хлынул. Теплой одежды у нас не было, плащей и зонтов тоже. Утром еще надеялись, что распогодится, а потом поняли, что нужно собираться в Черкассы. Это оказалось проблематично, поскольку все утренние автобусы мы пропустили, а после обеда транспорт ходит очень специфично: если в соседних селах садится много людей, то в Буках уже нет остановки. Поэтому отправились на местную автостанцию, а она не работала. Пришлось расспрашивать жителей поселка. Не зря же говорят, что язык до Киева доведет, поэтому до Черкасс как-то тоже добраться можно. Попали на маршрутку, где даже были сидячие места. Интересно, что билет из Черкасс до Буков стоил 49 гривен, тогда как поездка в обратном направлении обошлась нам на 9 гривен дешевле! Смущало чувство незавершенности — не все увидели, не все узнали, не везде побывали, а потому решили обязательно вернуться в Буки. Приедем сюда еще раз, наверное, осенью, когда поток туристов не будет таким интенсивным, как в летние месяцы. Потому что с величественным и одиноким каньоном лучше общаться наедине.
Выпуск газеты №:
№83, (2011)Section
Тайм-аут