Перейти к основному содержанию

Сентябрьская увертюра

21 сентября, 20:47
МАЭСТРО НИКОЛАЙ ДЯДЮРА / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт, который сразу задал качественный уровень всему предстоящему сезону.

Благодаря нетривиально составленной программе, в которую вошли Концерт Караманова для фортепиано с оркестром №3 «Ave Maria» и «Симфонические танцы» Рахманинова в исполнении одного из центральных киевских оркестров — Филармонического (под управлением Николая Дядюры) и приезжей знаменитости, молодого пианиста, лауреата международных конкурсов Игоря Четуева этот вечер надолго запомнится меломанам. Концерт был приурочен к 10-летию Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины.

Композитор Алемдар Караманов, чей концерт прозвучал в первом отделении — фигура довольно таинственная. Он является автором симфонических, камерных и вокальных произведений, а также гимна Республики Крым, создатель собственной художественной тенденции в музыке, Караманов начал завоевывать широкую популярность у публики сравнительно недавно. Хотя в детстве его уже называли вундеркиндом. Алемдар получил солидное образование в Московской консерватории (в частности, закончил аспирантуру у Д. Кабалевского и Т. Хренникова). Но почти все, что известно о Карманове, носит мистический оттенок: необычное сочетание авангардных и религиозных тенденций в творчестве, его увлечение индуизмом, космосом, он верит во внеземные цивилизации (вероятно, поэтому в честь композитора был назван открытый в Крымской астрофизической обсерватории астероид). Сегодня 71-летний А. Караманов уединенно живет в Симферополе. Он называет себя «самобытным преемником Рахманинова и Скрябина, Прокофьева и Шостаковича», является членом Союза композиторов России и Украины.

Карманов не так популярен в Киеве, как некоторые его ныне здравствующие коллеги, и в то же время многое говорит в пользу его незаурядного, особенного таланта — и лестные высказывания Шнитке, указывающего на необыкновенную одаренность Караманова, и его влияние в годы учебы на соучеников-композиторов (среди которых, кроме самого Шнитке, и другие знаменитости), и растущая в последние годы популярность, и загадочный флер вокруг самой личности. Произведения его неоднозначны и сложны, в результате чего персона композитора становилась предметом легенд гораздо чаще, чем творчество. Впрочем, официальное признание в Украине выразилось в присвоении Караманову двух крупнейших наград — Национальной премии имени Тараса Шевченко и Государственной премии Украины....

Пианист Четуев прежде всего известен искренней и эмоциональной манерой игры в сочетании с замечательным вкусом и тонким музыкальным слухом, особенно проявившимися в классических произведениях. На концерте было заметно желание пианиста проявить свои лучшие исполнительские качества и в современной и своеобразной кармановской музыке. Здесь было и звуковое разнообразие, и психологическое напряжение, и глубина погружения…

Более привычным слуху публики стал Рахманинов в интерпретации Четуева. От «Симфонических танцев» композитора веет безошибочным славянским титанизмом, прославившим их автора во всем мире. «Симфонические танцы» созданы Рахманиновым в тревожном 1940 г. Монументальные формы, острый драматизм, динамика и размах тематического развития делают этот поздний рахманиновский шедевр одной из вершин симфонической музыки XX века. Балетные истоки замысла «Симфонических танцев» (они основаны на эскизах к балету «Скифы» по поэме Бальмонта) выдает их театральная выразительность, но, несмотря на название, танцевальность у Рахманинова — метафоричная, а не прикладная. Здесь взаимодействуют автобиографические мотивы и философские обобщения, личное и общечеловеческое, поэтому «Симфонические танцы» — своего рода духовный итог жизни Рахманинова. Оркестр во втором отделении показал всю стихийную мощь этого произведения. Музыка так красноречива, что вызывала в воображении зримые картины: кружилось адское воинство, неслись лихие кони…

Этим масштабным музыкальным проектом открылась Декада филармонического искусства. По словам художественного руководителя Национальной филармонии, Владимира Лукашева, этот концерт — «своеобразная музыкальная увертюра ко всему сезону», которая даже в аристократически строгих рамках академической музыки представляет вниманию слушателей самые разные ее образцы. Каждый день Симфонический оркестр филармонии исполняет новую программу. Симфонические концерты перемежаются вечерами вокальной и камерной музыки. 22 сентября состоялся концерт-спектакль «Вечерок», который отсылает нас к еще одной ипостаси Колонного зала им. Н. Лысенко — как своеобразной театральной сцены, повидавшей немало оригинальных зрелищ. В концертах Декады берут участие как украинские исполнители, так и зарубежные солисты. Настоящим подарком для любителей популярной классики стал вечер, посвященный итальянской музыке. Польский скрипач Мариуш Патира исполнил Первый концерт Паганини в сопровождении Симфонического оркестра филармонии, а во втором отделении прозвучали оркестровые произведения Респиги: очаровательная сюита «Птицы» и симфоническая поэма «Пинии Рима». Вряд ли кто-то остался равнодушным к музыке, в которой столько солнца, обаяния, блеска, композиторского мастерства…

Кроме того, вышли в свет великолепные буклеты, посвященные событиям предстоящего 142 го сезона и 10-летнему юбилею Симфонического оркестра. Анонсируемые в них концертные программы манят своим разнообразием и художественным великолепием. Один только оркестр- юбиляр готовит для слушателей циклы «Все симфонии и фортепьянные концерты П. Чайковского», «100 лет Д. Шостаковичу» в рамках проекта «Все симфонии Шостаковича», «Золотые страницы итальянской музыки», «Вечера украинской музыки. Наследие и современность» — и это помимо участия в других концертах, фестивалях, гастрольных турне по всему миру...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать