Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Сигналы» от Малевича

Киевский памятник художнику — давно не в лучшем состоянии. Что еще напоминает об авторе «Черного квадрата» в его родном городе?
09 августа, 10:54

Обычная прогулка бильд-редактора «Дня» Николая Тимченко стала сюжетом для этого материала. Коллегу заманила улица Владимиро-Лыбедская в Голосеевском районе столицы. Она не входит в топ мест, которые непременно стоит посмотреть туристам. Но наш фотограф поймал в кадр оригинальный памятный знак, посвященный гениальному Казимиру Малевичу. Речь идет о кубе из металлических рамок белого цвета, на одной из которых имеется надпись большими буквами «Казимир Малевич». Куб стоит на своеобразной сцене, символизирующей черный квадрат. Место для памятного знака избрано неслучайно — на соседней улице, которая до 2012 года носила название Боженко, а теперь — Казимира Малевича, родился и некоторое время жил художник-авангардист, основатель супрематизма и кубофутуризма.

Самой известной является картина Малевича «Черный квадрат», которая и обыграна в памятном знаке. Он был торжественно открыт в 2008 году в местном сквере. Но уже через несколько лет киевляне возмущались, что за этим местом никто не присматривает. Рядом с металлическим кубом в скверике установили неординарные лавочки. Сейчас облицовочная плитка в большинстве мест отпала, а там, где сохранилась, вульгарно разрисована. Кубическую конструкцию местами съела ржавчина, мостовая рядом напоминает старый нелатанный платок. Довести памятный знак до запущенного состояния «помогли» вандалы — таких случаев у нас немало. Возможно, также страдает качество выполненных работ. А возможно, еще увиденный «Днем» запущенный памятный знак сигналом от самого художника?

Киев — не чужой для Казимира Малевича город. Здесь он родился, после Москвы, Витебска и Санкт-Петербурга жизнь снова занесла его на родину. В столице он прожил с 1927-го по 1930 годы, в этот период преподавал в Киевском художественном институте (ныне — Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). И именно об этом периоде творческого пути художника год назад вышла книга «Казимир Малевич. Київський період 1928—1930», которую подготовило издательство «Родовід» и KMBS.

История появления издания необычная, как и наследие самого Малевича. В конце 2015 года в художественных кругах бойко обсуждали сенсацию — в Киеве найдены новые тексты Казимира Малевича и документы о его преподавании в Киевском художественном институте в 1929—1930 годах. Более 70 машинописных и несколько рукописных листов почти 90 лет хранились в архиве художника Марьяна Кропивницкого. Они и вошли в уникальное издание вместе с произведениями Казимира Малевича из его персональной выставки 1930 года, статьями художника и другими документами, связанными с киевскими проектами художника.

«Весь мир должен знать, что Малевич — киевлянин», — а это цитата из петиции на сайте Киевской городской рады, появившейся в мае этого года. В ней говорится о присвоении площади Льва Толстого имени Казимира Малевича. К слову, недавно активисты просили присвоить имя художника аэропорту «Борисполь». Хотя памятный знак в столице в запущенном состоянии, киевляне хотят знать и рассказывать миру о гениальном соотечественнике, считая его имя и творчество украинским брендом.

«Я организовывал церемонию открытия памятного знака Малевичу, — вспоминает Алексей Кужельный, народный артист Украины и художественный руководитель театра «Сузір’я». — Меня поразило, что тогда возникла прекрасная идея сделать аллею-музей произведений Малевича. В этой церемонии нам удалось на заборе, который взялся практически ниоткуда около новостройки, сделать баннерную экспозицию из 36 картин художника. Знаете, какие-то великие идеи неслучайно рождаются  в определенном месте. Вот сейчас, когда идет дискуссия относительно Театра на Подоле, мне кажется, это еще раз пришел Малевич и напомнил о себе этим черным квадратом, черным кубом, который сегодня есть на Андреевском спуске. И который, я уверен, рано или поздно станет естественной частью спуска, потому что он сейчас словно из космоса появился, из той великой памяти о гениальном художнике. Это тоже интересный знак, ведь великие идеи и гении, которые их воплощают, которые рождаются в определенном месте, его не покидают. И очень важно, чтобы мы хранили память о великих киевлянах, чтобы их идеи и механизм рождения идей в Киеве не останавливались».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать