Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Синтез мирового модернизма и украинской традиции

Во Львове демонстрируют графику Мирона Яцива
09 ноября, 10:45
Фото Андрея КУБЯКА

Во львовском Дворце искусств проходит ХХІ осенний салон «Высокий замок». Традиционно в рамках этого творческого мероприятия представляют сразу несколько выставок, одна из которых обязательно посвящается памяти выдающегося львовского мастера. В этом году это экспозиция графики художника, педагога, доцента Львовской академии искусств Мирона Яцива (1929—1996), который оформил более книг, создал проекты военной атрибутики и униформы для современного войска, принимал участие в разработке проектов денежных знаков Украины, работал в жанре экслибриса, воспитал целую плеяду художников.

Работы Мастера сохраняются в семье, также есть в фондах многих музеев, в частности, Национального музея имени Андрея Шептицкого во Львове. По словам сына художника — художника, ученого, проректора Львовской академии искусств и, к слову, постоянного автора и эксперта «Дня» Романа Яцива, вскоре еще одна часть творческого наследия Мирона Яцива будет передана Национальному музею во Львове.

«Акцент этой выставки — национально-центричный. И это важно не только с точки зрения сохранения памяти о моем отце, но и тех обстоятельств, в которых мы все сейчас находимся. Важен этот показ и учитывая то, что мой отец, будучи сыном священника, вынужден был многое скрывать. Не имел никаких званий и регалий. Даже не был членом Союза художников. То есть для него перекрывались каналы показывать свои исторические циклы на выставках, и отец многое делал «в ящик», — отмечает Роман Яцив.

В экспозиции — работы Мирона Яцива за последние 20 лет жизни. Наиболее интенсивный период творчества художника пришелся на времена Независимости, поскольку появилась, наконец, возможность легализовать многие темы. И, кроме того, Роман Федорив, который был редактором журнала «Дзвін», предложил Мирону Яциву очень нужные для его творчества заказы — речь идет о дизайне обложек. А перед тем художник сделал много циклов по исторической и этнографической тематике.

«Разумеется, в экспозиции показаны только фрагменты творчества отца, — говорит Роман Яцив. — Он преподавал в академии основы композиции, разрабатывал вместе с коллегой, профессором Михаилом Куриличем, программу для студентов, где еще в 1960—1970-х годах смотрел на мировой модернизм и украинскую традицию, синтезировал. Эта программа была очень прогрессивной и составляла альтернативу определенным стандартам, навязанным Московией. И это было очень важно для той ситуации, для образования, потому что это была свобода мышления, которая прививалась молодежи».

Мирон Яцив был очень силен в композиции, имел тренированный глаз. Умел очень цельно строить любую идею, где был логический центр, ритмичная система. В основном это — линогравюра. Хотя, по словам Романа Яцива, отец в последние годы болел, потому упражнялся в гуаши с мыслью, что в дальнейшем превратит в линогравюру. «К сожалению, не удалось», — говорит Р. Яцив.

Напоследок расспрашиваю у профессора о напутствиях, которые он получил от отца. «Во-первых, это мотивация к национальному. Во-вторых — беспокойство с осознанием того, что нужно постоянно развиваться. Эти уроки отца, как нужно работать с традицией, очень и очень весомы для меня, потому что в моем творчестве тоже это проявляется — на генетическом уровне», — говорит Роман Яцив.

Экспозиция графики Мирона Яцива, развернутая во Дворце искусств, действует до 2 декабря — как и все остальные показы в рамках осеннего салона «Высокий замок».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать